Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - Иван Грозный и воцарение Романовых
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-
 
ностранных слов, энциклопедические, наставительные и общие.


   НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

   Иван Федоров – первый русский книгопечатник
   Принято считать, что печатный станок немца Гуттенберга начал работать в 1440 
году. После этого книгопечатание распространилось по Европе: Италия и Швейцария,
 Франция и Бельгия, Венгрия и Испания.
   В 1473 году появилась первая типография в Польше, в Кракове, а на следующий 
год в Чехии, в Пльзене.
   Но и в этих славянских странах книги печатались на латинице, и только в 1491 
году краковский книгоиздатель Швайпольт Фиоль напечатал первые книги кириллицей,
 и среди них был уже и известный нам «Часослов».
   В России книгопечатание началось в 60-х годах XVI века и связано с именем 
Ивана Федорова.
   Так как книгопечатание – одно из величайших достижений цивилизации, то оно 
займет в этой книге подобающее место.
   Иван Федоров, которого называли также Московитином, родился около 1510 года. 
Место его рождения неизвестно, как и многие другие стороны его биографии. Мы не 
знаем, каким образом оказался он в Краковском Ягеллонском университете – 
старейшем университете Польши и одном из первых по времени возникновения (1346) 
в Европе. Федоров учился там в период расцвета этого высшего учебного заведения 
и окончил его в 1532 году со степенью бакалавра.
   Ученые предполагают, что в 50-х годах Федоров уже жил в Москве и работал в 
так называемой «Анонимной типографии» – первой типографии Москвы, которая с 
1553 по 1565 год выпускала книги без выходных данных, именно из-за этого и 
получив впоследствии название «анонимной». Находилась она на Печатном дворе, 
располагавшемся на Никольской улице. Полагают, что руководил этой типографией 
видный сподвижник Ивана Грозного – уже известный нам Сильвестр, и типография 
имела получастный—полугосударственный характер.
   А в 1563 году была открыта первая государственная типография, и по велению 
Ивана Грозного тогда же во главе ее был поставлен Иван Федоров.
   Он был известен в Москве не только как печатник «Анонимной типографии», но и 
как дьякон Николо-Гостунской церкви в Кремле. 19 апреля 1563 года он встал во 
главе новой типографии. Его правой рукой был печатник Петр Тимофеевич 
Мстиславец, вместе с которым Федоров 1 марта 1564 года издал первую русскую 
богослужебную книгу «Апостол», содержащую деяния и послания апостолов. А летом 
и осенью следующего года они же напечатали и два издания «Часослова».
   Из-за неблагоприятных обстоятельств, до сих пор не выясненных, они оба 
вскоре покинули Москву. Иван Федоров об этом впоследствии писал, что нашлись в 
Москве люди, которые «зависти ради многие ереси умышляли, желая благое в зло 
превратить и Божие дело вконец погубить»… Из-за этого пришлось им «от земли и 
отечества и от рода нашего быть угнанными и переселиться в иные, незнакомые 
страны». Это произошло, скорее всего, из-за того, что они стали конкурентами 
переписчиков книг, которые неплохо зарабатывали на своем товаре, однако ж где 
им было соперничать в скорости и чистоте работы с печатным станком?
   В унисон с ними могущественные и многочисленные враги просвещения – 
московские церковники-обскуранты, мнящие лишь себя достойными толкователями 
Священного Писания, – утверждали, что читать «Апостол» и «Евангелие» простым 
людям грех и что нравственные недуги людей происходят оттого, что они читают 
книги, не понимая их смысла и неправильно истолковывая прочитанное.

   Заблудовская типография гетмана Ходкевича
   Бежав из Москвы, Федоров и Мстиславец добрались до города Заблудова в Польше,
 хозяином которого был гетман Григорий Алексеевич Ходкевич, и стали работать в 
принадлежащей ему типографии.
   В 1569 году Федоров и Мстиславец напечатали в Заблудовской типографии 
«Учительное Евангелие», которое, по справедливому мнению ученых-книговедов, 
пользовалось в свое время необычайной популярностью и переиздавалось много раз.
   Это «Учительное Евангелие» Федоров выпустил, как он сам об этом писал, «на 
поучение христоименитым людям ко исправлению душевному и телесному».
   Книга была составлена таким образом, чтобы удовлетворить пристрастиям и 
вкусам, а также политическим и нравственным взглядам их просвещенного патрона, 
на чьи средства она и была выпущена.
   Ходкевич считал чтение лучшим способом нравственного совершенствования, 
утверждая, что многие люди различными новыми учениями поколебались в вере и 
лишь чтением таких книг, как эта, могут исправиться.
   Подлинное название этого издания – «Книга, зовомая Евангелие учительное», 
что означало и «Евангелие толковое», представлявшее сборник поучений и 
толкований евангельских текстов. Этот сборник был составлен болгарским 
писателем Константином Преславским, учеником Кирилла и Мефодия, жившим в конце 
IX – начале X века и составившим сборник между 890 и 894 годами.
   В рукописном варианте «Учительное Евангелие» появилось на Руси во второй 
половине XII века, и именно с этого оригинала Федоров и Мстиславец и произвели 
его перепечатку.
   «Учительное Евангелие» состояло из «Азбучной молитвы» и «Пролога», в котором 
Константин Преславский 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-