Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - Иван Грозный и воцарение Романовых
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-
 
ассказал о благочестивейших просветительских мотивах, 
заставивших его приняться за этот труд. Далее помещалась 51 беседа, 
истолковывавшая евангельские тексты.
   Беседы эти назывались «Церковным сказанием» и изначально были написаны на 
греческом языке видным философом, богословом и поэтом, Константинопольским 
патриархом Германом I, занимавшим патриарший престол в 715–730 годах, а после 
смерти причисленным к лику святых.
   В XIV и XV веках на Руси появились и другие «Учительные Евангелия», но то, о 
котором шла речь выше, было гораздо популярнее всех иных. Именно поэтому оно 
переиздавалось в XVI и XVII веках более десяти раз и в России, и на Украине, и 
в Белоруссии.
   А на следующий год в Заблудове была издана «Псалтирь» с «Часословом». В 
предисловии к этой книге, написанном великим литовским гетманом Григорием 
Алексеевичем Ходкевичем, ревностным поборником православия, говорилось о 
великой полезности и божественности «Псалтири», ибо эта книга используется при 
обучении чтению и письму, потому что псалмы дети слушают с первых дней своего 
пребывания на церковных службах и легко запоминают их, так как именно псалмы 
доводится слышать не только в храмах, но и дома, и даже «на торжищах». Далее 
Ходкевич буквально воспевает «Псалтирь». Он говорит, что псалом утишает гнев, 
приносит мир и покой душе, призывает христианина к смирению и дружбе между 
людьми. Ходкевич писал, что «псалом есть младенцам утверждение, растущим – 
улучшение, старым – утешение, женам – прикладнейшая доброта».
   После выхода в свет «Псалтири» с «Часословом» старый и больной Ходкевич 
перестал давать деньги на типографию и вскоре скончался.
   Из-за этого Иван Федоров ушел из Заблудова во Львов, отказавшись от дома и 
земельного надела, хотя гетман предложил ему заняться ведением хозяйства.
   Отвечая Ходкевичу, Иван Федоров сказал:
   – Не годится мне ни плугом, ни сеянием семян сокращать время жизни моей, ибо 
вместо плуга даровано мне художество научных дел, вместо же хлебных зерен 
призван я рассеивать по Вселенной семена духовные.

   Львовская и Острожская типографии Ивана Федорова
   Оказавшись в 1573 году во Львове, Федоров основал еще одну типографию – 
первую на Украине. Там напечатал он еще одно издание «Апостола», а в 1574 году 
им была издана и «Азбука» – первый печатный русский учебник. (Об «Азбуке» будет 
рассказано ниже.)
   После Львова Иван Федоров переехал в город Острожек, к другому известному 
ревнителю просвещения и православия, князю Константину Константиновичу 
Острожскому. Здесь в 1578 году была открыта новая типография, в которой 18 июня 
того же года «Азбука» была издана повторно.
   В Острожске Федоров напечатал и другие книги: первую полную славянскую 
Библию кирилловского шрифта, так называемую «Острожскую Библию», Новый Завет и 
Псалтирь с алфавитно-предметным указателем.
   В 1582 году Федоров вновь возвратился во Львов, а потом совершил поездку по 
европейским странам, побывав в Польше, Австрии и Германии.
   Приехав во Львов в конце 1583 года, Иван Федоров заболел и 5 декабря умер.

   Первая русская печатная «Азбука»
   Познакомимся вкратце с первой печатной «Азбукой».
   «Азбука» открывалась рядами букв, за которыми следовали слоги – сначала 
двухбуквенные – ба, ва, да, жа, за и т. д., а потом – трехбуквенные – бра, вра, 
гра, дра, жра, зра и т. п.
   Затем ученики переходили к чтению отдельных коротких слов, написанных и 
полностью, и сокращенно – под знаком «титло».
   Федоров, поместив в «Азбуке» поучения в духе «Домостроя», выступал и в 
защиту детей, поучая: «Отцы, не раздражайте чад своих», – и призывал родителей 
воспитывать детей «в милости, благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в 
долготерпении приемлюще друг друга и прощение дарующе».
   Его поучения пронизаны глубоким гуманизмом и сочувствием к сирым и убогим.
   «Не сотвори насилия убогому, понеже убог есть», – неоднократно повторял 
Федоров, делая эту притчу лейтмотивом «Азбуки».
   «Не дотыкайся межей чужих и на поле сироты не вступай», «Утешайте малодушных,
 носите немощных», – наставляет Федоров.
   Вторая часть «Азбуки» представляла краткий очерк русской грамматики.


   ЦАРЬ ФЕДОР ИВАНОВИЧ

   Венчание на царство
   Московский историк В. В. Назаревский писал в книге «Из истории Москвы. 
1147–1703. Очерки», изданной в 1896 году, следующее: «Через шесть недель по 
смерти Грозного, 31 мая 1584 г., происходило царское венчание Феодора. Во время 
коронационных пиров посыпались милости царя: он в самом дворце наделил богатыми 
подарками митрополита, святителей и других лиц и сам в свою очередь принял дары 
от бояр, купцов и гостей, русских и иностранных; выпустил на свободу многих 
заключенных, освободил военнопленных; уменьшены были налоги; несколько 
заслуженных сановников возведены в боярский сан. Ивану Петровичу Шуйскому 
пожалованы были все доходы от Пскова.

   Но никто не был осыпан такими милостями, как Борис Годунов: он получил не 
только высокий сан конюшего, но и титул ближнего великого боярина, наместника 
царств Казанского и Астраханского; ему даны были громадные поместья, все луга 
на берегу Москвы-реки, сборы с целых областей, доходы с некоторых промыслов и 
прочее. Доходы его достигали 100 тыс., и он мог на свой счет снарядить из своих 
крестьян стотысячную рать. Правительственное значение его было так велико, что 
королева Англии Елизавета I называла его в грамотах своих „любительным братом“ 
и „лордом-протектором“».
   С самого начала царствования Федора Ивановича фактическая власть была 
сосредоточена 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-