Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - Иван Грозный и воцарение Романовых
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-
 
ыб и 
пресмыкающихся.
   Широко глядя на мир, Василий Великий обнаруживает поучительные аналогии, 
сравнивая различные сферы жизни. Так, например, увидев, как нежно и трогательно 
заботятся аисты о своих птенцах, он говорит и о любви отца и матери к детям, а 
когда замечает, как полип изменяет цвет на камне, говорит о людском 
непостоянстве, изворотливости и хитрости.
   Когда же пишет он о ехидне – в мифологии древних греков полуженщине-полузмее,
 олицетворении коварства и злобы, – то это дает ему повод рассуждать о горестях 
несчастной любви, женской неверности и неудачных супружествах. И при описании 
устройства хлебных колосьев, виноградных лоз, фруктов и цветов Василий Великий 
предстает не только как талантливый ботаник, но и как тонкий художник, 
наделенный незаурядным поэтическим даром.
   А «Шестоднев» дьякона константинопольского Софийского собора, византийского 
поэта VII века Георгия Писиды более напоминает поэму, а не богословский трактат,
 в котором цитируется не только Ветхий Завет, но и сочинения древних ученых и 
философов-язычников.
   На Руси наиболее распространенным по сравнению с другими «Шестодневами» был 
труд Иоанна, экзарха Болгарского, составленный в X веке.
   Высокоумный и широкообразованный глава православной Болгарской церкви не 
только представил традиционные сюжеты о сотворении мира, но и выступил с 
критикой учения Аристотеля, невольно знакомя, таким образом, со взглядами 
великого древнегреческого философа.
   Кроме того, в «Шестодневе» экзарха Иоанна содержались редкие и интересные 
сведения о современной ему Болгарии Дунайской и Булгарии Волжской, о хазарах и 
славянах. Были и другие, менее распространенные «Шестодневы», упоминать о 
которых здесь едва ли имеет смысл.

   «Часослов»
   Другой богослужебной книгой, предназначенной для чтецов и певчих, чаще всего 
мирян-прихожан, был «Часослов». Название книги произошло от ее первоначального 
назначения – службы часов.
   Таких ежедневных служб – от утрени до повечерия – в православной церкви было 
шесть (а наиболее важных из них – четыре: 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа). 
«Часослов» заключал в себе неизменяемые повседневные молитвостояния и кроме них 
некоторые другие чины, молитвы и песнопения.
   «Часослов» был двух видов – «большой» и «малый». Учили читать по «Малому 
Часослову» – он был проще, а иногда и издавался специально с учебной целью.

   «Служебник»
   Еще более сложной книгой, которая использовалась как учебная, чаще всего в 
духовных семинариях, был «Служебник». Эта книга содержала описание главных 
церковных служб-литургий, из-за чего называлась еще «Литургион».
   Иногда «Часослов» и «Служебник» печатались в одной книге и дополнялись 
уставом, «како служити диакону со священником Великую вечернюю и утреню».

   «Святцы»
   И, наконец, последней богослужебной и одновременно учебной книгой были так 
называемые «Святцы», содержащие списки канонизированных православной церковью 
святых, последовательно по дням и месяцам от первого до последнего дня года.
   Если же «Святцы» были созданы отдельными книгами по месяцам, то они 
назывались «Месяцесловами».
   В день празднования и чествования какого-либо святого или святой в храме 
проводилась особая, посвященная этому угоднику Божьему, служба.
   Кроме того, в «Святцах» и «Месяцесловах» содержались специальные дополнения, 
разъясняющие, как определять дни «подвижных праздников».
   В православной церкви точкой отсчета «подвижных праздников» каждого года 
является Пасха – день Воскресения Христова, – которую празднуют в первое 
воскресенье, следующее за полнолунием, совпадающим с весенним равноденствием 
или бывающим после него.
   К «подвижным праздникам», кроме Пасхи, относятся: Масленица, Вербная неделя, 
Великий пост, Троица, Петров пост и некоторые другие.

   Первые русские небогослужебные книги – «Азбуковники»
   В XIII веке на Руси появились первые небогослужебные, а светские книги – 
«Азбуковники».
   Под таким заглавием выходили рукописные сборники, состоящие из коротких 
статей учебного, энциклопедического и нравственного характера.
   «Азбуковники» представляли собой толковые словари «неудобопознаваемых речей»,
 т. е. непонятных слов, чаще всего встречавшихся в церковных книгах, слова 
располагались в алфавитном (азбучном) порядке. Отсюда произошло и название 
таких словарей – «Азбуковники».
   Толкование каждого слова начиналось, как правило, с его происхождения, затем 
шел перевод, и в заключение давалось разъяснение смысла, а иногда и подробный 
комментарий, помогающий понять как утраченный смысл, так и современное 
понимание объясняемого термина, имени, события и т. п.
   Кроме того, в «Азбуковниках» помещалась и сама азбука со слогами и прописями,
 т. е. образцами красиво и четко написанных букв, по-гречески называемыми 
«каллиграфия».
   По объему «Азбуковники» делились на «краткие» и «пространные». И количество 
слов, объясняемых в том или ином «Азбуковнике», колебалось от 1000 до 5500.
   Если же подразделить «Азбуковники» по кругу вопросов, какие они охватывали, 
по проблематике, в них отраженной, то их можно свести к четырем типам: 
толкователи 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-