Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - Иван Грозный и воцарение Романовых
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-
 
мнадцатилетнего царя, после чего он приблизил к себе 
Сильвестра. Однако переменчивая внутренняя политика и болезненная 
неуравновешенность Ивана привели к тому, что через тринадцать лет Сильвестр был 
удален из Москвы, а еще через шесть умер в одном из северных монастырей. 
Сильвестр оставил после себя много различных сочинений. «Домострой» не только 
пережил своего создателя, но и еще добрых два столетия во многих русских семьях,
 особенно в старообрядческих, оставался настольной книгой.
   О «Домострое» лучше других сказал выдающийся русский мыслитель Василий 
Васильевич Розанов (1856–1919).
   В миниатюре, так им и названной – «Домострой», Розанов писал: «Вот когда я 
умру, он закроет мне глаза, мне и матери своей», – говорит отец сыну при 
рождении первого сына. Это и есть «домострой», великая идея которого 
замечательно ни разу не пробудилась в русской литературе XIX, да и XVIII века, 
но которая была в Москве, и дал эту идею поп Сильвестр, друг Грозного – друг и 
наставник. Великий, прекрасный наставник.
   Одна идея «Домостроя» есть уже великая, священная. Самое слово как прекрасно 
по изобразительности, по тому как составилось в уме и, составившись, 
выговорилось филологически.


   УЧЕБНЫЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

   «Домострой» оказался одной из последних рукописных книг, а в 1563 году в 
Москве начала работать первая российская типография, созданная по велению Ивана 
Грозного первопечатником Иваном Федоровым. Однако прежде чем это произошло, в 
длинный ряд выстроилось великое множество событий, без упоминания о которых 
трудно будет понять этот воистину выдающийся исторический факт.
   И для этого вновь возвратимся мы к «книжному учению», о котором ничего не 
говорили после того, как расстались с Древней Русью, лишь вкратце упомянув, что 
из Печерского монастыря и из первых школ, возникших в Киеве, стала 
распространяться книжная премудрость.
   Как же все это происходило? По каким рукописным книгам учились чтению 
русские люди до того, как появилась на Руси первая типография?

   «Псалтирь»
   Начнем мы со знакомства с «Псалтирью» – первой книгой для обучения чтению.
   «Псалтирь» – это сборник псалмов, одна из библейских книг, переведенная с 
древнегреческого языка еще Кириллом и Мефодием.
   В церковных службах ее называли «следованной Псалтирью», ибо именно она была 
важнейшей лоцией в реке богослужебных книг, следуя которой священники, соблюдая 
строгую очередность, вели службу за службой.
   А с середины XVI века появилась еще и другая редакция «Псалтири», которую 
стали называть «толковой», так как в ней кроме псалмов помещались и краткие их 
истолкования, позднее получившие названия комментариев.

   «Шестоднев»
   Самой доступной после «Псалтири» книгой был «Шестоднев». Он носил еще 
название и «Беседы на Шестоднев». Главной целью этих бесед было толкование 
древних текстов с точки зрения современного православия. Одновременно беседы 
«Шестоднева» были направлены против теорий мироздания «еллинских мудрецов» – 
язычников, основывающих свои теории не на Библии, а на началах естествознания.
   Название свое «Шестоднев» получил оттого, что в него входило шесть отдельных 
трактатов по числу шести дней, в которые был сотворен мир: от Космоса – до 
Земли и человека.
   Мироздание рассматривалось и преподносилось слушателям, сидящим на школьной 
скамье, как «училище Боговедения» и собрание самых назидательных уроков 
нравственной жизни для человека.
   Один из выдающихся авторитетов православия Василий Великий из Кесарии, 
живший в IV веке и в конце своих дней почитавшийся Вселенским отцом и учителем 
Церкви, так опровергал «еллинских мудрецов»: «К чему приводит геометрия, 
арифметические способы исследования о толщах и пресловутая астрономия, эта 
многопопечительная суета, если люди, изучавшие эти науки, дошли до заключения, 
будто видимый мир совечен Творцу Богу, и если то, что ограничено и имеет 
вещественное тело, возвели они в один ранг с Божественным Естеством 
непостижимым и невидимым?»
   Ошибка «еллинских мудрецов» – и прежде всего Птолемея – состояла, по мнению 
Василия Великого, в том, что они не признали очевидной для него истины: «В 
начале сотворил Бог небо и землю».
   Существовало семь вариантов «Шестоднева», по содержанию отличающихся друг от 
друга, но каждый из них, а иногда и несколько сразу могли быть учебными книгами 
для овладения азами грамоты.
   В «Шестодневе» Василия Великого приводятся верные объяснения происхождения 
дождя и снега, сведения о физиологии растений, о происхождении янтаря, о связи 
астрономии с метеоритами, дается верная классификация пород 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-