|
ла отлита мастером Андреем Чоховым в 1586
году и предназначалась для обороны Кремля, но ни разу не выстрелила. Ее калибр
– 890 миллиметров, вес пушки 40 тонн, длина ствола – 5 метров 34 сантиметра.
«Царевы кабаки»
В 1533 году в Москве был открыт первый «царев кабак» – во многом подобный
древнерусской корчме, с той разницей, что весь доход от продажи пива, меда и
вина шел в казну. Иван Грозный, войдя «в современные лета» и заняв в 1547 году
«прародительский престол», запретил в Москве продажу водки. Однако с началом в
1564 году опричнины он приказал открыть для опричников «царев кабак» на Балчуге,
в Замоскворечье.
Так как в опричнину кроме Москвы входили и многие другие города России, то
кабаки стали появляться и там.
После отмены опричнины число кабаков не уменьшилось – слишком ощутимой была
выгода от них. Достаточно сказать, что в XVII веке кабаков в России стало более
тысячи. Из-за обычая прибивать к двери кабака еловые ветви в народе эти
питейные заведения шутливо называли «Иван Ёлкин».
Кабак был не только питейным заведением, у него, как и у его предшественницы
– корчмы, сохранились многие черты народного общественного заведения.
О том свидетельствуют и связанные с кабаком пословицы и поговорки: «Людей
повидать – в кабаках побывать», «В кабаке родился – в вине крестился», «В кабак
попасть – там и пропасть», «Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке
помиритесь!», «Два кабака на селе, а церковь на горе!».
Новшества в русской одежде XVI века
Если пища и напитки долгое время оставались традиционными и остаются во
многом такими же и сегодня, то одежда со временем претерпевала значительные
изменения как из-за появления новых тканей, так и за счет перемен в гардеробе
мужчин и женщин. Познакомимся с тканями и предметами одежды, которые пережили
XVI век и существовали в российском обиходе весьма долгое время.
Бекеша
В XVI веке на Руси появилась бекеша – короткий зимний сарафан, отороченный
мехом. Он получил свое название от имени известного венгерского щеголя Каспара
Бекеша, блиставшего при дворе польского короля Стефана Батория, ведшего войну
против Ивана IV Грозного в 1579–1582 годах.
Бекеша была одной из модных западных новинок, появившихся в России в XVI
веке, и просуществовала длительное время.
Зипун
В середине XVI века на Руси появляется зипун – короткая мужская куртка без
воротника, делавшаяся чаще всего из сукна, обычно яркого цвета, со шнуром по
швам.
Зипун носили под кафтаном, наподобие того, как впоследствии под пиджаком
стали носить жилет.
С течением времени зипун превратился в верхнюю одежду и стал отличительным
знаком простонародья. Зипун надевали крестьяне, а горожане почти совершенно от
этой одежды отказались.
Казакин
В это же время появляется и казакин – короткий широкий кафтан, сшитый из
сукна, который носили и мужчины, и женщины.
Летник
В XVI веке на Руси появились и летники – длинная верхняя женская одежда с
очень широкими рукавами, разукрашенными вышивкой, канителью, а у особенно
богатых женщин – жемчугом и драгоценными камнями. Летники были распашными, с
застежками, и накладные, без застежек, которые надевались через голову.
В первой четверти XVIII века они были вытеснены европейским платьем.
Алтабас
При царском дворе в XVI и XVII веках наряду с аксамитом, известным уже в
Древней Руси, была популярна еще более дорогая плотная шелковая ткань – алтабас.
Это была особого рода парча, чаще всего затканная золотом. («Алтабас»
по-турецки и означает «затканная золотом».) Парадные очень дорогие одеяния из
алтабаса носили цари и князья церкви, облачаясь в них в особо торжественных
случаях. Иногда алтабас дарили иноземным послам или собственным вельможам за
особые заслуги перед государством. Нередко куски алтабаса приносили как вклады
в монастыри и храмы.
Алтабас почти совершенно вышел из употребления в начале XVIII века, когда
традиционные русские костюмы, сохранившиеся в придворной среде, были вытеснены
западноевропейской модой.
«Домострой»
Так называлась самая популярная книга середины XVI века, наполненная
практическими советами о поведении горожанина в семье, церкви, обществе, а
также содержащая рекомендации по ведению хозяйства, воспитанию детей, обращению
со слугами.
Написанный языком образным и выразительным, часто разговорным, выгодно
отличающимся от языка церковно-славянского, «Домострой» был любимой книгой
многих грамотных русских людей, находивших на ее страницах ответы на разные
вопросы жизни.
Знаменитый «Домострой» был составлен одним из сподвижников молодого Ивана
Грозного, священником Сильвестром, служившим в Благовещенском соборе
Московского Кремля. Как уже было сказано выше, в дни Московского восстания 1547
года Сильвестр произнес яркую и смелую обличительную речь, которая произвела
сильное впечатление на с
|
|