|
и усердный чтитель христианского закона, хотел соглашать его божественное
учение с своею неслыханною жестокостию: то оправдывал оную в виде правосудия,
утверждая, что все его мученики были изменники, чародеи, враги Христа и России;
то смиренно винился пред Богом и людьми, называл себя гнусным убийцею невинных,
приказывал молиться за них в святых храмах, но утешался надеждою, что искреннее
раскаяние будет ему спасением и что он, сложив с себя земное величие в мирной
обители Св. Кирилла Белозерского, со временем будет примерным иноком! Так писал
Иоанн к князю Андрею Курбскому и к начальникам любимых им монастырей, во
свидетельство, что глас неумолимой совести тревожил мутный сон души его».
Золотые награды Грозного
Существует мнение ученых, что первыми наградами для воинов и воевод в
Киевской Руси были золотые шейные гривны, напоминающие шейный браслет. Другой
наградой и знаком достоинства были золотые цепи, а также золотые цепи с крестом
на конце.
В XVI веке довольно широкое распространение получили награды, сделанные из
золотых монет, чаще всего венгерских и португальских дукатов.
В 1551 году золотыми были награждены строители крепости Свияж (при слиянии
реки Свияги с Волгой) за то, что поставили ее всего за четыре недели из
сплавленных по Волге частей, сделанных заранее в Угличе.
В 1558 году золотыми награждаются казаки князя Дмитрия Ивановича
Вишневецкого, черкасского старосты, пославшего отряд на помощь русским войскам
во время их похода в Крым. На следующий год такие награды получают стрельцы и
казаки ближнего человека Ивана Грозного, Алексея Федоровича Адашева, за поход
по Днепру, что, однако, не помешало Грозному казнить его через два года вместе
со всей его семьей и даже малолетним сыном.
Сам Иван Грозный наградил себя и своего старшего сына царевича Ивана за
участие в первом ливонском походе 1558 года золотой цепью с золотой же медалью.
Это был первый случай в истории России, когда царь из собственных рук получал
награду для самого себя. Такой случай можно было бы посчитать курьезом, но ведь
Иван IV официально был первым русским царем и никакой традиции не нарушал, хотя
бы потому, что ее не было.
«Шиворот-навыворот»
Нам уже хорошо известно, что деспот и самодур Иван Грозный, унижая своих
политических противников, чаще всего подвергал их заточениям в тюрьмы, ссылал
на окраины государства, а нередко предавал и мучительным казням. Если же он
только хотел поглумиться над каким-нибудь вельможей знатного рода, то мог
обратить его в шута или же, нарядив в вывернутую наизнанку шубу, провезти по
Москве, посадив на клячу, причем повернув его при этом лицом к хвосту лошади.
Вот эта-то вывернутая наизнанку шуба, одетая на опального боярина или князя,
и породила поговорку «шиворот-навыворот».
«Филькина грамота»
Знатный московский боярин Федор Степанович Колычев, живший в 1507–1569 годах,
когда сравнялось ему тридцать лет, отринул от себя мирские соблазны и ушел на
Соловки, где еще в первой половине XV века двумя святыми старцами Зосимой и
Савватием был поставлен монастырь, славившийся строгостью устава и великим
благочестием. Колычев вскоре стал игуменом монастыря. Именно в годы его
игуменства Соловецкий монастырь стал знаменит на всю Россию и превратился в
процветающую обитель, куда стекались тысячи паломников. Сам же игумен слыл
мужем суровым и праведным и имел огромный авторитет в народе.
Во второй год опричнины царь Иван уговорил его стать митрополитом Московским
– высшим иерархом Русской православной церкви. Колычев согласился при условии,
что опричные казни будут прекращены, и встал на митрополию под именем Филиппа.
Однако царь обманул митрополита и продолжал убийства и казни. Тогда, во время
церковной службы, бесстрашный Филипп при большом стечении народа сказал
Грозному:
– Государь! Убойся суда Божьего! Мы здесь приносим Богу бескровную жертву, а
за алтарем льется невинная кровь христианская. Ты высок на троне, но ты также
человек.
Через некоторое время Грозный велел схватить митрополита и бросить его в
тюрьму. Туда же, в тюрьму, он велел принести отрубленную голову одного из
родных Филиппа.
Затем опального митрополита увезли в тверской Отроч монастырь, и там Малюта
Скуратов-Вельский задушил его. Царь презрительно называл Филиппа Филькой, и
когда, еще при жизни Колычева, получал от него увещевательные письма, в которых
тот призывал Ивана смириться и одуматься, называл эти послания «Филькиными
грамотами». Так в русском языке появилось уничижительное выражение «филькина
грамота», означающее неграмотное послание, подделку или же канцелярскую бумажку,
не имеющую никакой законной силы.
Царь-пушка
В «Книге рекордов Гиннесса» первым рекордом, относящимся к России, является
Царь-пушка – до сих пор самая большая пушка в мире, а вторым – Царь-колокол,
также самый большой на планете.
Здесь расскажем об одном из этих раритетов Московского Кремля – о Царь-пушке,
а о Царь-колоколе вы, уважаемые читатели, можете почерпнуть сведения в книге в
рассказе о колоколах. Царь-пушка б
|
|