|
сь испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам
вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в
детстве стесняли во всем».
А вот как описывал свое детство сам Иван в письме к Андрею Курбскому:
«Остались мы с почившим в бозе братом Георгием круглыми сиротами – никто нам не
помогал; оставалась нам надежда только на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на
всех святых молитвы, и на благословение родителей наших. Было мне в это время
восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний –
получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы
сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе и перессорились при
этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и
доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших
дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери перенесли в Большую
казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное
разделили.
Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в
опекуны и таким образом воцарились; тех же, кто более всех изменял отцу нашему
и матери нашей, выпустили из заточения и приблизили к себе. А князь Василий
Шуйский поселился на дворе нашего дяди, князя Андрея Старицкого, и на этом
дворе его люди, собравшись, подобно иудейскому сонмищу, схватили Федора
Мишурина, ближнего дьяка при отце нашем и при нас, и, опозорив его, убили; и
князя Ивана Федоровича Вельского и многих других заточили в разные места; и на
церковь руку подняли: свергнув с престола митрополита Даниила, послали его в
заточение; и так осуществили все свои замыслы и сами стали царствовать. Нас же
с единородным братом моим, в бозе почившим Георгием, начали воспитывать как
чужеземцев или последних бедняков.
Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было,
но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню
одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит
на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на
нас и не взглянет – ни как родитель, ни как опекун, и уж совсем ни как раб на
господ.
Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные бессчетные
страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали
вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили
коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе, а
их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; а бесчисленную казну деда
нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и
серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их
наследственное достояние…»
Ключевский, прочитавший это письмо, замечал: «Горечь, с какою Иван вспоминал
об этом 25 лет спустя, дает почувствовать, как часто и сильно его сердили в
детстве. Но в обстановке, в какой шло его детство, он не всегда мог тотчас и
прямо обнаружить чувство досады или злости, сорвать сердце. Эта необходимость
сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы питала в нем раздражительность и
затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами. К
тому же он был испуган в детстве. В 1542 г., когда правила партия князей
Вельских, сторонники князя И. Шуйского ночью врасплох напали на стоявшего за их
противников митрополита Иоасафа. Владыка скрылся во дворце великого князя.
Мятежники разбили окна у митрополита, бросились за ним во дворец и на рассвете
вломились с шумом в спальню маленького государя, разбудили и напугали его.
Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван,
были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в
нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать
опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно
тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами,
и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетется вокруг него
бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех
сторон. Это заставило его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот
из-за угла на него бросится недруг, стала привычным ежеминутным его ожиданием.
Всего сильнее в нем работал инстинкт самосохранения. Все усилия его бойкого ума
были обращены на разработку этого грубого чувства».
Братья Шуйские, оказавшись у власти, вместе со своими верными им
родственниками и сторонниками, стали пользоваться ею бесконтрольно и
безжалостно, отправляя своих противников на виселицу и на плаху.
Конец их произволу пришел совершенно неожиданно: 16 сентября 1543 года
тринадцатилетний Иван поехал по подмосковным монастырям и в конце декабря
вернулся в столицу. За время этого продолжительного путешествия сопровождавшие
его бояре и слуги рассказали великому князю, какие бесчинства и произвол чинят
Шуйские, и Иван, возвратившись в Москву, велел своим псарям схватить Андрея
Шуйского и обезглавить, что и было ими сделано прямо в Кремле без всякого
промедления. Тут, по замечанию летописца, «начали бояре от государя страх имети
и послушание».
И страх этот с самого начала был настолько велик, что обезглавленное нагое
тело Андрея Шуйского два часа валялось на земле у Курятных ворот, и никто не
смел подобрать его.
Так закончилось детство будущего великого тирана и наступила юность, которая
ничуть не противоречила его детству: точнее, юность еще более сильно выявила в
характере Ивана жестокость, необузданность всех омерзительных страстей и все
иные дурные свойства его характера.
Юность Ивана IV
С этого времени начинается бесконечная череда казней, закончившаяся лишь
через сорок лет, когда гла
|
|