|
Ливонской войне, шедшей
четверть века.
Только северные окраины России сохранили свой хозяйственный уровень
благодаря тому, что здесь жили свободные крестьяне, почти не было иноземных
вторжений, а также сюда не доходили шайки опричников.
Что же касается центра, то отсюда крестьяне бежали во все стороны света – на
Дон, на Волгу, в Сибирь, в леса и скиты русского Севера.
И если при Василии III в актовых материалах очень часто встречалось слово
«починок», что означало и вновь возникшее поселение, и выселок из деревни в
один двор, который вскоре мог разрастись в многодворное поселение, то при его
сыне это понятие было забыто, зато чаще всего стало появляться слово «пустошь»,
что означало пустую, незаселенную, покинутую жителями усадьбу, деревню или село.
Встречались и города-пустоши, в которых давно уже не обитало ни души.
По мере того как людей оставалось все меньше, государственные налоги на
оставшихся «тяглецов» все увеличивались и увеличивались. Старые налоги
непомерно возрастали, да, кроме того, возникали новые – и регулярные, и
исключительные.
Князь Курбский писал, что, «взяв однажды налог, посылали взимать все новые и
новые подати».
Для того чтобы хоть как-то поправить положение, в 1581 году принят был указ
о запрещении перехода крестьян в Юрьев день – весенний и осенний, всего два дня
в году! – от одного помещика к другому.
Было объявлено о введении «заповедных лет», в которые крестьянский переход
был совершенно запрещен. В 1592 году переход крестьян был запрещен совершенно
на всей территории России, что означало установление окончательной
общегосударственной крепостной зависимости, продержавшейся на Руси дольше, чем
ордынское иго. Недаром потом крепостное право сравнивалось с татаро-монгольским
рабством.
Таким образом, и крепостному праву Россия обязана Ивану Грозному, объективно
способствовавшему его всемерному развитию и установлению.
Что же касается территориальных утрат, понесенных страной из-за поражения в
Ливонской войне, то об этом мы уже говорили ранее.
Не меньшим был и моральный ущерб, нанесенный безумной политикой Ивана IV.
Джайлс Глетчер, посетивший Россию вскоре после смерти Грозного и состоявший
английским послом при Федоре Ивановиче в 1588–1589 годах, писал и о полнейшей
деморализации русского общества, произошедшей в царствование Ивана: «Столь
низкая политика и варварские поступки так потрясли все государство и до того
возбудили всеобщий ропот и непримиримую ненависть, что это должно окончиться не
иначе, как всеобщим восстанием». Английский посол оказался провидцем: через
полтора десятилетия в России началась Великая смута, представлявшая собой
первую гражданскую войну в ее истории. И этим Россия была обязана также Ивану
IV, ибо зерна Смуты были посеяны на русской ниве в его царствование. Более того,
если на российской исторической сцене появлялся очередной «великий» деятель,
проливавший моря крови и слез, – а таких, к вящему несчастью России, было в ее
истории намного больше, чем в других странах, – то непременно вспоминали об
Иване Грозном и сопоставляли правления этих «великих» с его царствованием. И
как ни горько признавать это, но, наверное, таков уж рок, тяготеющий над
Россией, сколь бы далек по времени ни был этот очередной вседержитель, у него
обязательно находились хотя бы некоторые черты и качества, свойственные Ивану
Грозному.
Возможно, это один из законов нашей отечественной истории. Закон
специфический, не распространяющийся на другие страны.
МОЗАИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
Лукавое мудрствование царя Ивана
О том, что представлял собою Иван Васильевич Грозный как государственный
деятель и какою личностью представлялся он коллегам, современникам и потомкам,
вы, уважаемые читатели, уже получили определенное впечатление. Вместе с тем был
он, по словам одного из современников, «во словесной премудрости ритор,
естествословен и смышлением быстроумен».
Иван IV знал библейскую историю, разбирался в истории Византии и в ее
литературе как духовной, так и светской. А уж Священное Писание он знал чуть ли
не наизусть. Однако даже избранные мысли царя свидетельствуют о его лицемерии,
о его криводушии и являются не мудростью, но – лукавым мудрствованием. Впрочем,
судите сами.
• Бог скорее простит удавившегося, чем погибшего ради тщеславия.
• Все, что ни случилось с нами плохого, все это происходило из-за германцев!
• Встречал ли кто-нибудь честного человека, у которого голубые глаза?
• Если вы злы, то почему умеете творить добро своим детям, а если вы
считаетесь добрыми и сердечными, то почему же вы не творите так же добра нашим
детям, как и своим?
• Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в
царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если
предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем
победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость
основывается – это тебе неважно.
• Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам.
• Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же
царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье?
• Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов –
множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих
подданных!
Воистину не было предела лживости, лицемерию и подлости у этого царя!
В подтверждение последней фразы прочтите, уважаемые читатели, что писал об
Иване Грозном Н. М. Карамзин: «Любопытно видеть, как сей государь, до конца
жиз
|
|