|
земщины за
свой „подъем“, были только началом. Нельзя, впрочем, забывать и о том, что в
1570–1571 годах в России свирепствовала эпидемия чумы, унесшая множество
человеческих жизней. Ее, разумеется, не поставишь в счет опричнине». Но ученый
совершенно прав, считая все голодные годы, эпидемии и пожары второстепенными
причинами несчастий, обрушившихся на Россию, по сравнению с опричниной.
И все же роль опричнины в запустении была исключительно велика. Материал для
суждений об этом дают нам книги «обысков» – расследований о причинах запустения
тех или иных сел и деревень Новгородской земли. В некоторых случаях причиной
гибели или бегства крестьян называют «немцев» – шведские войска, вторгшиеся в
ходе Ливонской войны на часть территории Новгородской земли. Но куда больше
записей такого рода: «…опритчинные на правежи замучили, дети з голоду примерли»,
«опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно
збежали», «опричинныи замучили, живот пограбели, дом сожгли». Часто оказывается,
что запустение наступило и от «царевых податей», то есть, в конечном счете, от
той же опричнины, которая резко усилила налоговое ярмо.
Разумеется, Новгородская земля подверглась особому погрому, но сведения
такого рода сохранились и по другим районам. Так, в Двинской земле страшному
разгрому подверглось несколько волостей, где собирал недоимки опричник Басарга
Леонтьев. Басарга был опытен: недаром накануне опричнины он был главным
начальником над тюрьмами Москвы. Через несколько лет в официальных документах
писали, что волости запустели «от гладу, и от мору, и от Басаргина правежу». В
90-х годах XVI века один из феодалов вспоминал в своем завещании, что его село
и деревню в Рузском уезде «опришницы розвозили, и та земля стояла в пусте лет з
двацеть». И после определения роли опричнины в злосчастии страны В. Б. Кобрин
пишет и о других причинах упадка России:
«Народные бедствия усугублялись вдобавок к эпидемиям и бесчинствам
опричников и неурожаем, „хлебным недородом“. Его причины крылись не только в
неблагоприятной погоде, но и в невозможности спокойно вести хозяйство в
условиях мобилизаций крестьян для обозной повинности в войсках, грабежей и
насильственной экспроприации. Крестьянское хозяйство лишалось резервов, и
первый недород нарушал неустойчивое равновесие. Начался голод, стала массовой
смертность. „Из-за кусочка хлеба человек убивал человека, – пишет Штаден. – А у
великого князя по дворам в его подклетных селах (личные села царя. – В. К.)…
стояло много тысяч скирд необмолоченного хлеба в снопах. Но он не хотел
продавать его своим подданным, и много тысяч людей умерло в стране от голода“».
Это не клеветнические россказни недоброжелательного иностранца. О голоде
единодушно твердят все источники. Вот цитаты из русских летописцев: «Глад…
велик»; «Недород был великой хлебного плоду»; «Мор был силен по всей Русской
земли»; «Мор и глад». Еще один текст, уже не из летописца, а из челобитной
властей Троице-Сергиева монастыря: «Крестьяне от глада и от поветрея (эпидемии.
– В. К.) вымерли». Летописям вторят бесстрастные материалы земельных описаний.
В некоторых пятинах Новгородской земли количество пустых дворов, в которых не
осталось жителей, превышало 90 процентов. Во всей Новгородской земле осталась
всего лишь пятая часть населения. К тому же возросли подати, а цены на хлеб
подскочили в четыре раза. Так что можно согласиться с псковским летописцем,
который лаконично подвел итог: «Царь учиниша опричнину… И от того бысть
запустение велие Русской земли».
Поставив все факторы, повлиявшие на Россию в эпоху Ивана Грозного, в
причинно-следственный ряд, В. Б. Кобрин сделал верные и далеко идущие выводы о
месте и роли опричнины в истории нашего отечества:
«Это опустошение страны сыграло значительную, если не решающую, роль в
утверждении крепостного права в России. Когда в 1581 году царь Иван временно
запретил крестьянам переходить от одного владельца к другому даже в Юрьев день
(26 ноября), он, должно быть, думал не о введении крепостного права, а о
поисках выхода из сложившегося благодаря его же действиям кризисного положения.
Искал же он этот выход на путях привычных ему командных методов. Крестьяне
бегут? Так приказать, чтобы не бегали, а сидели на своих местах, там, где
записаны в писцовые книги. Этот ход рассуждений, популярный даже в нашу
просвещенную эпоху, – обычная попытка лечить симптом вместо болезни, вызванная
святой и наивной верой в силу приказа».
Отдаленные последствия опричнины
В. Б. Кобрин писал: «От непосредственных результатов опричнины обратимся к
ее отдаленным последствиям, к тем, которые сказались на жизни не одного
поколения, да, пожалуй, продолжают сказываться кое в чем и сегодня.
Опричнина прежде всего утвердила режим личной власти. Автор уже обращал
внимание читателя на деспотические черты в правлении Ивана III и Василия III.
Но опричнина усилила и закрепила эти элементы деспотизма в русской монархии.
Путь форсированной централизации без достаточных экономических и социальных
предпосылок был осуществим только при условии неслыханного усиления личной
власти царя. Свою реальную слабость власть пыталась компенсировать жестокостью,
создавая не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий
выполнение правительственных предначертаний, а аппарат репрессий.
Вряд ли случайно и то, что утверждение крепостного права в России началось в
послеопричные годы. Выше уже обращалось внимание на то, что хозяйственное
разорение страны в результате опричнины как бы спровоцировало переход к
крепостничеству. Но существенно и другое соображение: без террористической,
репрессивной власти загнать крестьян в крепостное ярмо трудно.
Однако вне зависимости от того, было ли крепостное право неизбежным, оно не
было прогрессивным. Ведь оно, даже если отвлечься от моральной оценки,
консервировало феодализм и задерживало возникновение, а затем и развитие
капиталистических отношений. Крепостничество было мощным тормозом развития
нашей страны. Само по себе установл
|
|