Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-
 
 Бога за то, что рассудил все дела именно так, потому что 
иначе бедняк убил бы его.

   «Горе лыком подпоясано»
   В XVII веке на Руси родилась повесть «О горе-злочастии». В ней впервые 
встретилось и популярное, по-видимому простонародное, бытовавшее тогда 
выражение: «Горе лыком подпоясано», – как «разительное изображение нищеты», по 
определению А. С. Пушкина в его заметке о старинных пословицах и поговорках.

   Аника-воин
   В XVI веке на Руси появилась переведенная с греческого языка повесть «Прение 
живота со смертью», т. е. «Борьба жизни со смертью», а главным героем повести 
был хитрый, хвастливый, но трусливый воин, который обещал победить смерть, но, 
увидев ее, испугался и, наоборот, был побежден ею. В русском переводе воина 
звали Аника. В византийском же подлиннике его имя было Дигенис, а эпитет 
Аникитос, ко-
   торый часто стоял с именем Дигениса, означал «непобедимый», разумеется, в 
ироническом смысле.
   Аника-воин был очень популярен в русском народе, изображался на лубочных 
картинках и в народных интермедиях. Его имя стало нарицательным для задиры и 
хвастуна, терпящего поражение.

   Расколоучитель Аввакум и его премудрость
   Аввакум Петров – одна из ярчайших фигур XVII века. Родился он около 1620 
года, в семье небогатого священника, в селе Григорьеве, Нижегородского уезда. 
Когда Аввакуму было 16 лет, отец его умер, и он остался с матерью, оказавшей 
сильное влияние на его нравственно-религиозное развитие. В 1638 году Аввакум 
женился и поселился в селе Лопатищи, где был рукоположен в дьяконы, а в 1644 
году – в священники. В 1647 году из-за раздоров с местным «началием» он ушел с 
женой и сыном в Москву, где вскоре же сблизился с членами «Кружка ревнителей 
благочестия», группировавшимися вокруг духовника царя Алексея Михайловича – 
Стефана Вонифатьева. Члены кружка отличались высокой богословской грамотностью 
и ставили перед собою цель бороться с недостатками и пороками духовенства. 
Одним из членов кружка был архимандрит Новоспасского монастыря, будущий 
патриарх – Никон. Затем Аввакум познакомился и с царем, а после того, как Никон 
в 1652 году стал патриархом, Аввакум был назначен протопопом в город Юрьевец. 
Здесь он решительно выступил за благочестие и строгость нравов, за то, чтобы и 
миряне и духовенство полностью платили налоги в патриаршую казну, за что был 
избит толпой и бежал в Москву, где и остался служить в Казанском соборе, рядом 
с Красной площадью. Однако в этом же 1652 году Аввакум выступил против реформы 
церкви, проводимой Никоном, за что был аре-стован и через год выслан в Тобольск.

   И снова, проповедями за чистоту нравов и благочестие, за приверженность 
старой вере, восстановил против себя и прихожан, и местное начальство и по 
доносу был сослан в Якутск, оттуда началось его беспрерывное странствие по 
острогам Сибири, в которых его и били кнутом, и кидали зимой в неотапливаемые 
подвалы и башни. После 10 лет мучительных скитаний Аввакум был возвращен в 
Москву, в 1666 году решением Церковного собора лишен сана и предан проклятию, а 
на следующий год с тремя своими единомышленниками сослан в Пустозерск и посажен 
в «земляную тюрьму».
   Но и там он продолжал не признавать новую «никонианскую» церковь, отстаивая 
«древлее византийское благочестие». Сидя в тюрьме, написал 80 посланий, писем и 
челобитных, разъясняя смысл своего противостояния «никонианам». Кроме того, 
Аввакум написал автобиографическое «Житие» и «Книгу бесед», которые 
переписывались многими его сторонниками.
   14 апреля 1682 года Аввакум и три его соузника – расстриженные священники 
Лазарь, Епифаний и Федор – решением очередного Церковного собора 1681–1682 
годов были заживо сожжены в срубе в Пустозерске.
   Давайте познакомимся с избранными высказываниями протопопа Аввакума.
   • Беги от еретика, но с премудрым держи советы сердечные.
   • Блудное похождение в человеке рождают пища и вино, от того же – и ума 
недостаток, и непочтение к Богу, и забвение смерти.
   • Богатому поклонись в пояс, а нищему – до земли.
   • Богаче всех богатых и славнее всех славных тот, кто живет в вере Христовой 
и творит дела, угодные Господу.
   • В каких это правилах написано, чтобы царю церковью владеть и догматы 
изменять? Ему подобает лишь оберегать ее от волков, ее губящих, а не толковать 
и не учить, как веру держать и как персты слагать. Это не царево дело, а 
православных епископов да истинных пастырей, которые души свои готовы положить 
за стадо Христово, а не тех пастырей слушать, которые готовы и так и сяк на 
одном часу перевернуться, ибо они волки, а не пастыри, душегубы, а не 
спасители: своими руками готовы пролить кровь неповинных и исповедников 
православной веры бросить в огонь. Хороши законоучители! Они такие же, как 
земские ярыжки, – что им велят, то они и творят.
   • Возлюбите воздержание, пост, молитву, чистоту души и тела и следуйте 
угодникам Божиим, кои таким образом уготовили себе жизнь вечную.
   • Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй, хочешь, чтобы тебя 
почитали, – почитай других, хочешь есть – корми других, хочешь взять – другому 
давай: это и есть равенство, а рассудив как следует, себе желай худшего, а 
ближнему – лучшего, себе желай меньше, а ближнему – больше.

   • Заботьтесь о ближних своих и домашних своих – муж о жене, жена о муже; 
отец о сыне, сын об отце; мать о дочери, дочь о матери; брат о сестре, сестра о 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-