|
умерек до полуночи. В 1806 году в Москве на освещение улиц было
израсходовано 10 518 пудов масла и 70 пудов фитиля.
А с 1862 года в фонари стали заливать керосин. Через четыре года появились
первые газовые фонари, а в конце XIX века и электрические.
Новшества в одеянии
Несмотря на то что в XVII веке одежда россиян в основном оставалась
традиционной, все же и сюда проникали новшества.
Новая ткань – бумазея
В XVII веке в России появилась новая ткань. Это была бумазея, которую
русские называли бомбазеей или бамбазеей. Слово это произошло от итальянского
«бамбагия» – хлопок. Бумазея представляла собой мягкую хлопчатобумажную ткань с
начесом с одной или двух сторон. Она имела спокойные, неброские тона, хорошо
сохраняла тепло и шла на изготовление женских платьев и кофт, мужских рубах.
Новая одежда – душегрея
В XVII веке очень широкое распространение получила теплая легкая женская
одежда – душегрея, чаще всего без рукавов и без воротника, которую носили на
бретельках. Душегрею называли и душегрейкой, и шугаем, и кацавейкой, и
епанечкой.
Правда, епанечка была с воротником, но во всем прочем повторяла душегрею.
Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из куска парчи
или бархата, отделывались позументом, жемчугом, вышивкой шелком самых разных
ярких цветов.
Дополнения к одежде священнослужителей
Во второй половине XVII века, после реформы патриарха Никона, православные
священнослужители стали носить камилавки – высокие жесткие шапки цилиндрической
формы. В 1798 году указом императора Павла стало обязательным ношение камилавок
двух цветов: для монахов – черного, для священников – фиолетового. И сами
камилавки, и их цвета сохранились и поныне.
СЛОВЕСНОСТЬ И ПРЕМУДРОСТЬ XVII СТОЛЕТИЯ
Шемякин суд
Эта повесть, одна из самых любимых на Руси, появилась в XVII веке и сразу же
стала настолько популярной, что по имени одного из ее героев, судьи Шемяки,
несправедливый суд стали называть «Шемякиным судом». Иногда имя судьи Шемяки
соединяют с прозвищем звенигородского князя Дмитрия Шемяки, жившего в XV веке и
оставившего о себе недобрую память, как своевольного и коварного правителя,
получившего свое прозвище от слова «шеемяка», т. е. человек, мнущий шею другим
– своим противникам (сравните со словом «кожемяка» – тот, кто мнет кожу).
Возможно, связь прозвища князя Дмитрия Звенигородского с судьей Шемякой из
повести «Шемякин суд» имелась. Однако популярность повести была в ее
занимательности и назидательности. Вот кратко ее сюжет.
Жили два брата – богатый и бедный. Бедный одолжил у богатого лошадь, но
из-за того, что у него не было хомута, привязал лошадь к своим саням ее
собственным хвостом. Лошадь рванула сани и оторвала себе хвост. Когда бедный
брат возвращал богатому брату лошадь, тот не взял ее, а повел в город к судье
Шемяке.
По дороге остановились братья в селе, в избе у попа. Бедный прилег отдохнуть
на полати, но сорвался и задавил младенца в зыбке, попова сына. Наутро уже и
поп пошел к судье, чтобы обвинить бедного брата в смерти сына-младенца. Бедный
же, идя к судье, от отчаяния решил покончить с собой, и когда переходили они
все трое через мост надо рвом перед городскими воротами, бедный прыгнул в ров,
желая убиться насмерть. Однако не тут-то было. По дну рва в это время некто вез
своего отца-старика мыться в баню. На этого-то старика и упал бедняк и задавил
его насмерть.
И привели бедняка к судье, обвиняя уже в трех преступлениях. Бедняк же,
размышляя, как ему избавиться от напасти, взял камень, завернул его в платок и
положил в шапку.
Первым бил челом судье брат, обвинивший бедняка в том, что он обезобразил
взятую у него лошадь.
«Ответствуй!» – сказал судья Шемяка, и бедный, не зная, как оправдаться,
показал судье завернутый в платок камень. А судья подумал, что это узелок с
золотом, и сказал богатому брату: «Не бери у него лошади, пока у той не
вырастет хвост».
По второму делу, снова увидев узелок, судья решил так: «Коли он у тебя сына
зашиб, отдай ему свою жену-попадью до тех пор, пока от попадьи не добудет он
ребенка тебе».
По третьему делу, снова увидев узелок, судья решил так: «Взойди на мост, –
сказал он сыну убитого старика, – а убийца твоего отца пусть станет под мостом.
И ты с моста упади на него и убей его, как он убил твоего отца». Когда все они
вышли из суда, богатый брат решил, не дожидаясь, пока у лошади отрастет хвост,
купить ее у бедного за пять рублей. Поп за жену отдал бедному десять рублей. И
третий тоже дал ему мзду, побоявшись прыгать с моста в ров.
Судья же прислал к бедному своего слугу и велел взять узелки, которые бедняк
ему показывал. И бедняк показал слуге камень и сказал: «Если бы он не по мне
стал судить, я бы его тем камнем убил». И когда судья от слуги обо всем этом
узнал, то поблагодари
|
|