|
у.
Появление русского портрета
Во второй половине XVII века полному господству церковной, иконописной,
живописи приходит конец. В ее недрах возникает русская портретная живопись,
героями коей становятся живые люди. Это, несомненно, было заслугой тех
изографов, так по-гречески называли иконописцев, которые осмелились запечатлеть
современников на своих полотнах.
Новое течение возникло среди живописцев, работавших в Оружейной палате, чью
иконописную мастерскую в середине 60-х годов возглавил выдающийся русский
художник Симон Федорович Ушаков. Его учениками были талантливые портретисты
Иван Безмин, Дорофей Ермолаев, Федор Юрьев.
В 1670 году Ушаков написал портрет царя Алексея Михайловича,
предназначавшийся в подарок Александрийскому патриарху Паисию. Этот портрет
носил переходный характер от иконописи к светской живописи и был написан еще со
старых образцов, представлявших собой церковную живопись.
А уже на следующий год Федор Юрьев написал портрет Алексея Михайловича «с
живства», т. е. с натуры.
К сожалению, ни портрет работы Ушакова, ни портрет работы Юрьева до нас не
дошли.
В 70-е годы Ушаковым и Юрьевым, а также и другими художниками были написаны
портреты царей: Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и Михаила Федоровича.
В 1678 году живописец Карп Золотарев написал большой портрет патриарха
Иоакима, использовав разные краски, золото и серебро.
Эти живописцы пользовались поддержкой А. С. Матвеева, когда он возглавлял
Малороссийский и Посольский приказы. Успехи первых русских живописцев были
столь значительны, что с 1683 года их отделили от иконописцев, создав для них
самостоятельную Живописную палату, которую возглавлял Безмин, а Ушаков остался
руководителем палаты иконописной.
В Живописной палате вместе с русскими мастерами работали голландские
художники Ганс Детерс и Даниил Вухтерс, поляк Станислав Лопуцкий, грек Апостол
Юрьев, армянин Иван Салтанов. Они передавали секреты своего мастерства русским
живописцам, заимствуя и у них традиционные приемы русской иконописи.
В 1682 году Ушаков, Безмин и Салтанов создали поясной портрет Алексея
Михайловича, хранившийся в Оружейной палате. Потом была сделана и копия этого
портрета, украшающая дворец князя В. В. Голицына.
Портрет этот – исключительно живописный, наполненный жизненностью и
реалистичностью – справедливо считается первым станковым светским портретом,
написанным маслом на холсте, и начинает важный новый этап на пути становления
русского портрета.
В последующие годы из этого кружка живописцев вышли портреты патриарха
Никона: сначала однофигурный, где патриарх был изображен в рост, в
торжественном облачении первосвященника, и второй, на котором Никон был
представлен в окружении Клира, состоящего из восьми иерархов. Этот портрет
очень реалистичен. Никон передан без всяческих прикрас: он некрасив, скуласт,
нос его велик и красен, веки – опухлы.
В конце 1686 года был написан портрет стольника Григория Петровича Годунова
– черноусого красавца, держащего в правой руке шапку, а левой лихо
подбоченившегося. Этот портрет был уже начисто лишен каких-либо иконописных
черт и, как справедливо отличают искусствоведы, представляет облик нового
человека, стоящего на рубеже двух эпох русской истории.
Если первые герои русских портретов были цари и патриархи, то, начиная с
фигуры стольника Г. П. Годунова, отечественные художники второй половины XVII
века сделали действующими лицами своих живописных полотен вологодского купца Г.
М. Фетиева, пожертвовавшего крупную сумму на строительство в Вологде храма
Святого Владимира; архидьяконов Стефана и Лаврентия, архиепископа Афанасия.
Последний портрет был написан «слово в слово», т. е. с большой достоверностью,
Степаном Дементьевичем Нарыковым.
В конце XVII столетия были созданы портреты стольника Василия Федоровича
Люткина, воеводы Ивана Власова, князя Ивана Борисовича Репнина, боярина Льва
Кирилловича Нарышкина, однофигурные парадные портреты, на которых персоны
изображены в рост, с оружием на поясе, одеты в богатые кафтаны и ферязи.
Такими были первые шаги русской портретной живописи, стоящей на пороге XVIII
столетия.
Московские фонари
В Москве еще в 1602 году появились первые фонари. Это произошло из-за
приезда в город датского принца Иоанна, жениха дочери Бориса Годунова Ксении.
Была осень, темнело уже довольно рано, и потому царь Борис приказал поставить
высокие железные жаровни и на них зажечь костры, следя, чтобы угли не падали на
деревянные мостовые.
Но это новшество не привилось, и москвичи продолжали ходить ночами по улицам
с фонарями в руках.
Проблема с освещением улиц решилась через столетия.
27 ноября 1730 года было велено всем домовладельцам с наступлением темноты и
до полуночи ставить на подоконники выходящих на улицу окон зажженные свечи или
ставить возле дома столб с фонарем и следить, чтоб фонарь горел тоже до
полуночи.
А через месяц велено было поставить по всем улицам единообразные масляные
фонари расстоянием друг от друга 10 саженей (около 20 метров). Чем беднее был
район и улицы дальше от центра, тем реже стояли на них фонари. Сначала вся
фонарная служба была отдана пожарным. Фонари горели только с сентября до мая,
от
|
|