|
ее в Москву не возвращался, а умер, когда Петру было девять лет.
Что касается династических событий в детские годы Петра, то следует отметить
неожиданную смерть Алексея Михайловича, последовавшую 29 января 1676 года. Она
повлекла за собой опалу Нарышкиных, так как на престоле оказался Федор
Алексеевич, чьей матерью была покойная Мария Ильинична Милославская.
В. О. Ключевский об Алексее Михайловиче
«Люди прежних поколений боялись брать у Запада даже материальные удобства,
чтобы ими не повредить нравственного завета отцов и дедов, с которыми не хотели
расставаться, как со святыней, после у нас стали охотно пренебрегать этим
заветом, чтобы тем вкуснее были материальные удобства, заимствованные у Запада.
Царь Алексей и его сверстники не менее предков дорожили своей православной
стариной, но некоторое время они были уверены, что можно щеголять в немецком
кафтане, даже смотреть на иноземную потеху, «комедийное действо», и при этом
сохранить в неприкосновенности те чувства и понятия, какие необходимы, чтобы с
набожным страхом помышлять о возможности нарушать пост в крещенский сочельник
до звезды».
Другая мысль Ключевского посвящена двойственности помыслов и действий
Алексея Михайловича: «Привычка, родственные и другие отношения привязывали его
к стародумам. (Стародумами Ключевский называл консерваторов, ярых приверженцев
старины. – В. Б.). Нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное
сочувствие тянули его на сторону умных и энергичных людей, которые во имя
народного блага хотели вести дела не по-старому. Царь не мешал этим новаторам,
даже поддерживал их, но только до первого раздумья, до первого энергического
возражения со стороны стародумов».
Третья мысль замечательного историка: «Несмотря на свой пассивный характер,
на свое добродушно-нерешительное отношение к вопросам времени, царь Алексей
много помог успеху преобразовательного движения. Своими часто беспорядочными и
непоследовательными порывами к новому и своим уменьем все сглаживать и
улаживать он приручил пугливую русскую мысль к влияниям, шедшим с чужой стороны.
Он не дал руководящих идей для реформы, но помог первым реформаторам с их
идеями… не дал ни плана, ни направления преобразованиям, но создал
преобразовательное направление… В этом лице отразился первый момент
преобразовательного движения, когда вожди его еще не думали разрывать со своим
прошлым и ломать существующее. Царь Алексей Михайлович принял в
преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной
ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую занес уж
было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении.
Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и
тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для
выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований
благочестивой старины.
Это было у нас единственное поколение, так думавшее: так не думали прежде и
перестали думать потом».
МОЗАИКА КОНЦА XVI И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКОВ
Предтеча ордена Святого Георгия Победоносца
О том, что в годы борьбы с польско-шведской интервенцией героизм был
явлением массовым, свидетельствует то, что только за 1613–1619 годы было
роздано 34 тысячи наград. Из них 620 крупных золотых – воеводам и командирам
отрядов, а рядовым ратникам и ополченцам – маленькие золотые или серебряные
монеты, которые носились на рукаве или на шапке.
На каждой монете было выбито изображение Георгия Победоносца, который
являлся как бы предтечей тому Георгию, в честь которого Екатериной II 26 ноября
1769 года был учрежден военный орден Святого великомученика и победоносца
Георгия, считавшегося на Руси покровителем воинов.
Первый столичный водопровод
Первый водопровод в Москве был построен в 1600–1601 годах, когда вода из
Москвы-реки подавалась в Кремль на царский конюшенный двор, располагавшийся у
Водовзводной башни Кремля. Оттого и башня, прежде называвшаяся Свибловой, стала
именоваться Водовзводной.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Одним из самых важных государственных актов конца XVI столетия был указ,
запрещающий переходить крестьянину от одного хозяина к другому. До этого
русские крестьяне имели право на такой переход в день Егория Холодного, который
отмечался 26 ноября старого стиля.
Так как Георгий, Егор и Юрий – одно и то же имя, то этот день называли также
и Юрьевым днем. И именно на Юрьев день, окончив все сельскохозяйственные работы,
крестьяне получали расчет и могли перейти от одного хозяина к другому, если им
почему-либо не хотелось больше жить и работать у прежнего помещика. Указ 1592
года запретил такой переход, которого раньше крестьяне ждали иногда не один год.
Это породило поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Из-за того, что при
расчетах хозяева часто обманывали крестьян, появилось и выражение «объегорить»,
где в основе слова лежит то же имя – Егор.
«Жен и детей заложим!»
Самое знаменитое крылатое выражение во всю эпоху Смуты: «Жен и детей
заложить», означающее не пожалеть ничего ради торжества великого дела,
принадлежит одному из вождей нижегородского ополчения Кузьме Минину, когда тот
обратился к гражданам Ни
|
|