Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-
 
сей раз тоже сильно горевал,
 хороня своего старшего сына, к тому же уже достаточно взрослого. Горе отца 
усугублялось тем, что юноша был способным и любознательным. Его учителя, 
Матвеев и Симеон Полоцкий, искренне восхищались умом и знаниями царевича. Да и 
умер он внезапно, и это придало еще больший трагизм его кончине.
   Царю было бы гораздо тяжелее переносить смерть сына, если бы не влюбленность 
его в Наталью Кирилловну.
   Чтобы не нарушать традиционного хода событий, смотрины решено было 
продолжить. Теперь они носили еще более формальный характер, чем вначале, ибо 
практически царь знал, на ком он женится.
   22 января 1671 года, через год после смерти старшего сына и почти через два 
года после смерти жены, состоялось венчание Алексея Михайловича и Натальи 
Кирилловны.

   Пророчество звездочета
   Спустя семь месяцев, в ночь на 29 августа 1671 года, московский звездочет и 
астролог монах Симеон Полоцкий заметил далеко от планеты Марс новую, невиданную 
им дотоле звезду. Симеон был первым в России придворным стихотворцем и главным 
воспитателем детей Алексея Михайловича. Кроме того, он считался авторитетнейшим 
богословом, чьи книги признавались иерархами православной церкви «жезлом из 
чистого серебра Божия слова».
   Симеон имел свободный доступ к царю и на следующее утро явился к Алексею 
Михайловичу, чтобы сообщить ему о новой звезде, а заодно истолковать увиденный 
сон.
   Беря на себя изрядную смелость, звездочет объявил царю, что его молодая жена 
зачала в эту ночь сына и, стало быть, родит его 30 мая 1672 года. Симеон не 
ограничился этим, а высказал и некое пророчество о царевиче: «Он будет знаменит 
на весь мир и заслужит такую славу, какой не имел никто из русских царей. Он 
будет великим воином и победит многих врагов. Он будет встречать сопротивление 
своих подданных и в борьбе с ними укротит много беспорядков и смут. Искореняя 
злодеев, он будет поощрять и любить трудолюбивых, сохранит веру и совершит 
много других славных дел, о чем непреложно свидетельствуют и что совершенно 
точно предзнаменуют и предсказывают небесные светила. Все это я видел как в 
зеркале и представляю все сие письменно».
   С этой минуты осторожный и подозрительный Алексей Михайлович приставил к 
дому ученого монаха караул и снял его только тогда, когда убедился, что его 
жена действительно забеременела.

   Рождение Петра Великого
   28 мая у царицы начались предродовые схватки, и Алексей Михайлович призвал 
Симеона к себе. Роды были трудными. Однако Симеон уверил царя, что все 
окончится благополучно, а новорожденного следует наречь Петром. Все так и 
произошло.
   Вот как об этом эпизоде писал историк М. П. Погодин: «При начале родильных 
скорбей Симеон Полоцкий пришел во дворец и сказал, что царица будет мучиться 
трое суток. Он остался в покоях с царем Алексеем Михайловичем. Они плакали 
вместе и молились. Царица изнемогала так, что на третий день сочли нужным 
приобщить ее Святых тайн, но Симеон Полоцкий приободрил всех, сказав, что она 
родит благополучно через пять часов. Когда наступил пятый час, он пал на колени 
и начал молиться о том, чтоб царица помучилась еще час. Царь с гневом рек: „Что 
вредно просишь?“ – „Если царевич родится в первом получасе, – отвечал Симеон, – 
то веку его будет 50 лет, а если – во втором, то доживет до 70“.
   И в эту минуту принесли царю известие, что царица разрешилась от бремени и 
Бог дал ему сына…»
   Это случилось в Кремлевском дворце 30 мая 1672 года, в день преподобного 
Исаакия Далматского, в четверг, «в отдачу часов ночных», т. е. перед рассветом.
   Ребенок был длиной одиннадцать, а шириной три вершка, т. е. длиной пятьдесят,
 а шириной четырнадцать сантиметров. Младенца крестили в кремлевском Чудовом 
монастыре в храме Чуда Михаила Архангела, где до него были крещены цари Алексей 
Михайлович и Федор Алексеевич Романовы, а после Петра, в 1818 году, здесь же 
крестили и царя-освободителя Александра II.
   Мальчик рос и воспитывался так же, как в свое время его старшие братья (по 
их матери – Милославские). До семи лет он находился под опекой мамок и нянек, а 
после этого перешел в мужские руки. Его первыми воспитателями стали боярин 
Родион Матвеевич Стрешнев и стольник Тимофей Борисович Юшков. Среди 
воспитателей Петра был и другой Стрешнев – Тихон Никитич, которого молва 
называла подлинным отцом царевича Петра. Этот слух распускала старшая сестра 
Петра – Софья Алексеевна, бывшая всего на шесть лет младше своей мачехи и не 
любившая ее.
   Приводя потом доказательства особых отношений между Петром и Тихоном 
Никитичем Стрешневым, Софья отмечала сильную любовь Петра к последнему, а также 
тот факт, что он в письмах называл Тихона Никитича отцом. Однако это не совсем 
так. Петр называл Стрешнева Святым Отцом. Это было шутливое обращение, скорее 
прозвище, прижившееся в кругу друзей Петра в более поздние годы.
   Однако версия об отцовстве Стрешнева была не единственной. Более нелепой, 
хотя и стойкой, оказалась сплетня об отцовстве патриарха Никона – собинного 
(особенного) друга Алексея Михайловича. Верившие этой сплетне отмечали сильное 
сходство Петра с Никоном, в том числе высокий рост, указывали на крайне 
доверительные и близкие отношения патриарха и Натальи Кирилловны.
   Могло быть, наверно, и так, если бы не следующее обстоятельство: Никона за 
четыре года до рождения Петра сослали на Север – в Ферапонтов монастырь, откуда 
он никогда бо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-