Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-
 
Красную площадь. Там его 
подняли на копья, потом бросили наземь и, изрубив в мелкие куски, втоптали их в 
грязь.
   В этот же день взбунтовались боярские холопы. Вместе со стрельцами они пошли 
на Холопий приказ, разгромили его и уничтожили кабальные записи.
   И хотя отныне холопы могли идти на все четыре стороны, но почти все они либо 
вернулись к своим прежним владельцам, либо вновь похолопились, найдя себе новых 
господ, ибо холопство было в крови у них, и они не только не знали, что такое 
воля, но не представляли, как можно жить свободным человеком, потому что 
свободный человек должен был уметь кормить и одевать себя и свою семью сам, а 
холопов поил, кормил, одевал и говорил, что им делать, хозяин.
   Софья пообещала стрельцам выдать им все неустойки по прежним долгам, сверх 
того дать каждому из них по десяти рублей – деньги громадные, целое состояние – 
и выслать всех их обидчиков из Москвы.
   Тут же в ссылку были отправлены почти все оставшиеся в живых Нарышкины, 
Лихачевы и Языковы, сын Матвеева Андрей и еще множество бывших стрелецких 
начальников.
   По настоянию бунтарей во главе Стрелецкого приказа был поставлен их 
заступник и всеобщий любимец – князь Иван Андреевич Хованский.
   По наущению Хованского стрельцы подали Софье челобитную, чтобы рядом с 
Петром был второй царь – Иван Алексеевич. 26 мая собранные с бору по сосенке 
москвичи и случайные люди из других городов, представлявшие, как им внушили 
стрельцы, всю Россию, пришли в Кремль и выкрикнули старшим царем Ивана, а 
младшим – Петра.


   СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА – РЕГЕНТША-САМОДЕРЖИЦА

   Восшествие на престол Софьи Алексеевны
   Через три дня, 29 мая, стрельцы по новой челобитной попросили царевну Софью 
«по молодости обоих государей» принять на себя правление государством.
   И вслед за тем во все грады и веси были разосланы грамоты, коими все люди 
извещались, что «царевна София Алексеевна по многом отрицании, согласно 
прошению братии своей, великих государей, склоняясь к благословению святейшего 
патриарха и всего священного собора, соглашаясь на челобитие всех чинов 
Московского государства, изволила восприять правление».
   Для Московского государства крайне необычным делом было появление на 
престоле правительницы-женщины.
   Об Ольге Киевской не вспоминал никто – слишком давно это было. Только ученые 
монахи иногда говорили между собой о Софье Палеолог, византийской царевне, 
бывшей правой рукой и мудрой советчицей Ивана Васильевича III, коего в свое 
время называли Великим, ибо в его правление Русь избавилась от ордынского ига. 
И невольно приходило на ум, что жену его тоже звали Софьей.
   Вспоминали и Елену Васильевну, царицу Московскую, которая была 
правительницей государства Российского и оберегательницей сына своего – 
будущего Ивана Васильевича IV, прозванного еще при жизни его Грозным.

   Восхваление и возвеличивание Софьи
   Знали об этих государынях и бывшие воспитатели Софьи Алексеевны, 
беседовавшие с нею об истории церковной и светской и теперь постоянно внушавшие 
ей мысль о ее избранничестве и о великом жребии, выпавшем на ее долю. И более 
других преуспевал в этом верный ее слуга, без конца певший ей дифирамбы и 
слагавший в честь ее вирши, без меры восторженный версификатор Сильвестр 
Медведев.
   Это именно им, Сильвестром, молодая царевна Софья воспитывалась в духе того, 
что человек духовный, «по телу – земн, по душе – небесный», считается образцом 
христианина, к коему надлежит устремляться всякому, «взыскующему истину».
   Для этого, прежде всего, должно быть «словесноумному», ибо только такой 
книгочей и любомудр есть звено, соединяющее небо и землю.
   И как утверждал другой современный Софье поэт и просветитель – Карион 
Истомин, также бывший одним из ее духовных наставников, – именно в таком 
человеке «вещь Боготворна зримо сомкнётся». И вообще все наставники считали 
Софью Алексеевну и словесноумной, и даже достойной носить имя Солнечного Дома.
   Так назвал «мужеумную» Софью Сильвестр Медведев, поднеся ей собственную 
поэму, сочиненную им на смерть царя Федора Алексеевича летом того же 1682 года.
   Эта поэма в значительной части была подлинным панегириком царевне, ибо 
Медведев, обыгрывая имя Софьи, отождествлял ее с Софией – Премудростью и с 
самою Богородицей, которая одна и была Премудрой.
   Софья Алексеевна хорошо знала Священное Писание и помнила слова: 
«Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена». Вслед за 
тем Медведев наделял царевну семью столпами Солнечного Дома, которые по 
богословским канонам того времени представляли: Премудрость, Разум, Совет, 
Мужество, Благодать, Любовь и Милость.
   После этого Софья стала писать свое имя на грамотах для зарубежных 
государств вместе с именами обоих царей – Ивана и Петра. Следующим этапом 
должно было стать ее полновластие, ее единоначалие, называвшееся в России 
самодержавием.
   По Москве поползли слухи о скорых переменах, которые связывали с царевной 
Софьей. Особенно воодушевились раскольники, которых в стрелецких слободах жило 
не менее половины. На улицах и площадях появились их проповедники, призывавшие 
москвичей вернуться к истинной, старой, прародительской вере, поруганной 
проклятыми никонианами.

   Прения «ста
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-