Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-
 
цатилетнюю вдову Марфу Апраксину и вдовствующую царицу Наталью 
Кирилловну.
   Сразу же после похорон на заседании духовных и светских сановников царем был 
провозглашен десятилетний Петр, несмотря на первородство царевича Ивана, 
который был не только нездоров, но и слабоумен. Однако это отстраняло 
Милославских от власти, и поэтому Софья приняла меры к тому, чтобы стать 
регентшей-правительницей при брате.
   Так в Московском Кремле реальной правительницей государства, через полтора 
века после регентства Елены Васильевны Глинской, стала молодая, умная, смелая и 
энергичная царевна Софья Алексеевна.


   ЦАРЕВНА СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

   Детство царевны Софьи и ее учителя
   Для того чтобы лучше понять, как сформировался характер Софьи Алексеевны, 
вернемся чуть назад, к тому времени, когда у Марии Ильиничны Милославской 17 
сентября 1657 года родилась третья дочь, которую назвали Софьей.
   Из-за того что на свет вновь появилась девочка, а не долгожданный наследник 
престола, рождение ребенка не вызвало особой радости ни у Алексея Михайловича, 
ни у Марии Ильиничны.
   Пира не было, ограничились простым застольем, во время которого гостям не 
раздавали дорогих подарков, а только лишь пироги с царского стола. Однако по 
чистой случайности крестили ее не, как прочих царских детей, в Чудовом 
монастыре, а почему-то в Успенском соборе, и впо-
   следствии это обстоятельство сочли неким знамением, ибо именно в Успенском 
короновались на царство российские самодержцы.
   А в раннем детстве был ей уготован, как и всем ее сестрам, терем: глухие 
стены, маленькие, забранные решетками оконца, тихие служанки – только набожные, 
исполненные страха Божьего, пожилые женщины, азбука-кириллица, разное рукоделие 
– более всего вышивание, да почти единственное соприкосновение с миром – выходы 
в церковь.
   Но на рубеже младенчества и отрочества попала она в руки выдающихся деятелей 
Просвещения, которых справедливо почитали «горящими свечами Русской земли»: 
Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.
   Симеон Полоцкий, монах полоцкого Богоявленского монастыря, в миру Самуил 
Гаврилович Петровский-Ситнианович, приехал в Москву в 1664 году, когда шел ему 
36-й год. К этому времени он окончил Киевскую духовную академию, знал греческий,
 латинский и польский языки и уже получил известность как незаурядный 
проповедник, поэт и драматург, увлеченно занимавшийся еще и астрологией, и 
космогонией.
   В Москве он стал преподавателем в школе мужского Заиконо-спасского монастыря.

   Несведущим название монастыря может показаться необычным и даже странным. 
Однако это его краткое обиходное название. А официально обитель именовалась: 
«Монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском крестце, что за Иконным рядом».
 Располагался монастырь на Никольской улице, рядом с Кремлем и Печатным двором.
   Вскоре же о глубоких и разносторонних знаниях Симеона Полоцкого стало 
известно в Кремле, и царь Алексей Михайлович взял его к себе, поручив Полоцкому 
учить и наставлять своих детей – царевичей Алексея и Федора и царевну Софью. 
Преподавал Симеон легко и весело, говоря об одном предмете, безо всякого труда 
переходил на другой, приводил множество интересных примеров и часто излагал 
урок стихами, чтобы лучше запоминалось то, о чем он говорил. Он же приохотил 
своих подопечных к театру, первые гастроли которого открыла немецкая труппа. 
Руководил ею пастор из Немецкой слободы Иоаганн Готфрид Грегори.
   Занятия с царскими детьми Полоцкий строил таким образом, чтобы сделать их по 
мере своих сил всесторонне образованными людьми. Он придерживался этого 
принципа потому, что для него образованность являлась высшей ценностью бытия. 
Для него Божественное Слово – Логос, Слово Священного Писания и простое 
обиходное слово хотя и отличались друг от друга, но не настолько сильно, чтобы 
восприниматься как нечто совершенно разное. Обиходное слово было для Полоцкого 
первоэлементом знания, и потому он воспринимал мир как некую огромную и мудрую 
книгу и в труде «Вертоград многоцветный» поместил стихотворение «Мир есть 
книга»:
   Мир сей приукрашенный – книга есть велика, Еже словом написан всяческих 
владыка. Пять листов препространных в ней ся обретают, Яже чудна писмена в себе 
заключают…
   Первый лист, по Полоцкому, – небо и светила на нем; второй – огонь; третий – 
воздух и в нем дождь, снег, облака и… птицы; четвертый – вода, в коей обитает 
множество животных; и пятый – земля с деревьями, травами, животными и человеком.
 И всякий, читающий эту книгу, говорит всем: «О Человеколюбивый, царствуй на 
небе».
   Столь же высоко ставили образованность и помощники Полоцкого в деле обучения 
и образования царских детей – Сильвестр Медведев и Карион Истомин, о которых 
речь пойдет дальше. Медведев был ближайшим и лучшим из учеников Полоцкого – его 
первым сподвижником и помощником во всех монастырских, школьных и типографских 
делах. Медведев преподавал царевичам и царевне греческий, латинский и польский 
языки.
   Третьим их учителем был дальний родственник Медведева и так же, как и он, 
ученик Симеона Полоцкого, поэт и переводчик Карион Истомин.
   Переводя с латинского языка – тогдашнего языка западноевропейской науки, 
Истомин познакомился с историческими и педагогическими трудами.
   Потом и Полоц
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-