|
ыл определен Пустозерск, в котором уже
много лет сидел в подземном срубе протопоп Аввакум.
Взяв с собою десятилетнего сына Андрея, Матвеев уехал в Верхотурье.
Следом за ним в ссылку были отправлены братья Натальи Кирилловны – Иван и
Афанасий, обвиненные в подстрекательстве к убийству царя.
Мужание и царствование
В 1679 году семнадцатилетний царь начал брать бразды правления в свои руки.
Он поставил во главе правительства своих приближенных: Ивана Максимовича
Языкова, бывшего до того его постельничим, и Алексея Тимофеевича Лихачева.
Правительство ранней весной 1680 года произвело межевание вотчинных и
помещичьих земель, сильно ослабив споры, возникавшие до этого между помещиками.
В этом же году Федор Алексеевич окончательно «вошел в возраст».
В восемнадцать лет Федор женился, причем не по старому обычаю, а довольно
романтично. Однажды во время крестного хода он заметил девушку, которая ему
очень понравилась. Он велел узнать, кто она, где живет.
С того момента его внимание было приковано к ней – Агафье Семеновне
Грушецкой, жившей в доме одного из думных дьяков.
Симпатия переросла в любовь, и в июле 1680 года Агафья Семеновна стала
московской царицей. Однако замужество оказалось недолгим: она умерла родами
ровно через год после свадьбы, а рожденный ею мальчик прожил лишь полторы
недели.
Милославские были недовольны женитьбой Федора Ивановича, и он стал проявлять
симпатии к роду Нарышкиных. Именно при Агафье Семеновне он велел перевести
Матвеева из Пустозерска в Мезень, город хоть и тоже отдаленный, но по сравнению
с Пустозерском несравненно более благоустроенный и вполне пригодный для житья.
К сыну Матвеева был даже приставлен учитель – поляк, чтобы обучить его
польскому языку и латыни.
Тогда же, в 1680 году, тяжело заболевший Симеон Полоцкий завещал
«единомудрому себе в науках Сильвестру Медведеву, ученику своему», место
придворного ученого, а сразу же после смерти учителя стал он и настоятелем
Заиконоспасского монастыря.
Тогда же стал Медведев и придворным поэтом, уступив затем это место своему
родственнику Кариону Истомину.
В следующем, 1681 году на деньги царя Федора в Заиконоспасском монастыре
было открыто славяно-латинское училище, называвшееся «Училищем свободных наук»,
где преподавались и духовные и светские дисциплины – от богословия до медицины
и мореплавания. Эти науки преподавали самые просвещенные православные монахи.
Однако в их преподавании оказалось много такого, что сильно отдавало
«латинством», ибо науки естественные и точные были сориентированы на Запад, и
Сильвестра обвинили в отходе от православия, и особенно ревностно обвинял его в
этом сам патриарх Ио-аким.
Упрямый настоятель не сдался, и тогда клевреты Иоакима распустили по Москве
слух, что Сильвестр замышляет на жизнь патриарха.
Правда, это случилось позднее, но было следствием вражды, вспыхнувшей в
самом начале 80-х годов.
Отмена местничества
В январе 1682 года в Москве состоялся Собор служилых людей, высказавшийся за
отмену местничества.
Об этом, уважаемые читатели, речь уже шла в первой книге «Неофициальной
истории России» в разделе «Генеалогия, сиречь родословие».
Молодой царь был слаб здоровьем, но ему никак нельзя было отказать в уме и
способности подобрать себе хороших помощников, умевших правильно мыслить,
смотреть вперед и видеть ясную историческую перспективу. На Соборе служилых
людей были созданы две комиссии из выборных людей: первая – для выработки новой
системы обложения и сбора податей и налогов, вторая – по реформированию на
европейский лад русского войска. Все это впоследствии справедливо считали
первыми шагами, сделанными Россией по той дороге, по которой повел ее Петр
Великий.
И, наконец, существеннейшим мероприятием, проведенным по инициативе князя
Василия Васильевича Голицына, была отмена чисто русского средневекового обычая
местничества. Название его произошло от правила считаться «местами» за царским
столом на различных дворцовых церемониях и, что самое важное, на гражданской,
военной и дипломатических службах. Место того или иного придворного или
служилого человека зависело от его происхождения, от «отеческой чести», от
заслуг его предков перед российскими государями.
Система этих взаимоотношений и ценностей была сложна, запутанна и дремуча,
как чаща старого леса, состоящего из генеалогических дерев. Поэтому
местнические споры были предметом постоянного разбирательства царем и Боярской
думой, разбирательства часто бесплодного, бессмысленного и скандалезного.
С течением времени местничество расползлось по Руси подобно эпидемии,
проникнув из дворца в Приказы, в города и даже в среду торговых людей.
Царским указом, подкрепленным приговором Боярской думы, 12 января 1682 года
местничество было устранено, отчего князь Голицын нажил себе немало врагов, но
и приобрел стойкие симпатии таких людей, как Софья. Федор Алексеевич не только
отменил местничество, он запретил колесование и четвертование и вообще
отсечение членов, что снова ввел в обиход его младший брат Петр, снискавший
славу просвещенного монарха и великого реформатора.
Свершения и неосуществленный проект
При Федоре была основана Сл
|
|