Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - Ордынское иго и становление Руси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 51
 <<-
 
реди русских княжеств пока не закончилась. Это стало ясно 
уже в 1328 году, когда Иван Данилович с тверским князем Константином явились 
пред Узбеком. Хан принял Калиту хорошо. Но и Константина Михайловича не отверг, 
выдал ему ярлык на княжение Тверское. Кроме того, уже прощаясь с гостями, Узбек 
потребовал от обоих доставить в Орду князя Александра, прятавшегося в Пскове.
   Чтобы выполнить приказ хана, Иван Данилович собрал большое войско, в которое 
вошли дружины многих русских князей, в том числе и братьев опального Александра,
 затем прибыл вместе с митрополитом в Новгород, а оттуда пошел медленно ко 
Пскову, надеясь, что жители этого города не решатся давать сражение огромной 
рати Калиты и выдадут ему без боя князя Александра. У псковичей, однако, дольше,
 чем у других, были в ходу прежние, незамутненные представления о чести, их не 
напугала сила противника, они не предали человека, обратившегося к ним за 
помощью.
   Новгородский владыка архиепископ Моисей долго уговаривал Александра 
добровольно уехать в Орду на суд хана, «не давать христиан на погибель поганым».
 Князь чуть было не согласился с новгородским владыкой, «но псковичи удержали 
его и говорили: „Не иди, господине, в Орду; что бы с тобой ни было, заодно 
умрем с тобою!“» – писал Н. И. Костомаров.
   Тогда Иван решил использовать новое для Руси средство воздействия и уговорил 
митрополита наложить проклятие на Александра и на всех жителей Пскова, если они 
не покорятся. Угроза отлучения от церкви подействовала на горожан, хотя 
решиться на предательство сами они так и не смогли. Помог им в трудном деле на 
этот раз сам князь Александр. Он поручил псковичам свою молодую жену и уехал, 
освободив горожан от данной ему клятвы, в Литву, где eгo по-дружески принял 
Великий князь Литовский Гедимин. Конфликт разрешился. Проклятие с Пскова было 
снято. Тверское княжество, разоренное ордынско-русским войском, быстро 
восстановило свою мощь, а проблема его взаимоотношений с Москвою так и не была 
разрешена.
   Через полтора года после этих событий Александр вернулся в Псков. Жители 
города признали его на вече своим князем, объявили Псковскую республику 
независимой от Новгорода, но власть Великого князя над собой псковичи все же 
признали.
   Иван Данилович и впредь старался избегать военных столкновений со своими 
соотечественниками, но политику централизации власти проводил жестко и не 
останавливался ни перед чем в достижении цели. Ему давно было известно, что 
новгородцы, торгуя с народами Зауралья, получают от них много серебра. 
Несколько раз он пытался повлиять на купцов Великого Новгорода, вынудить их 
платить в казну Великого князя долю с выгодной торговли. Купцы отказывались 
платить «серебряные деньги».
   В 1333 году терпению Калиты пришел конец. Он собрал дружины князей низовских 
и рязанских и вторгся в пределы Новгородской земли. Поход был чисто 
грабительский, показательный. Войско Ивана Даниловича взяло Бежецк и Торжок, 
принялось опустошать окрестности этих городов. Ущерб Новгородской земле 
причинен был немалый, но справиться с сильной армией Великого князя, 
поддерживаемого к тому же ханом Узбеком, новгородцам было трудно. Все попытки 
уладить дело миром – откупом, переговорами – успеха не имели. Калита отклонил 
предложения испугавшихся новгородцев, забрал все награбленное и демонстративно 
отвел войско домой. Затем он явился в Орду с очередной порцией дани и богатых 
даров хану, жене его, вельможам.
   Но многим соотечественникам не нравилась такая политика. После отъезда Ивана 
Даниловича новгородцы примирились с псковичами и князем Александром 
Михайловичем, что резко изменило соотношение сил. (Не надо забывать, что 
Александра поддерживал великий князь литовцев Гедимин – опытный и очень 
авторитетный политик.) Калита эти перемены учел и, вернувшись из Орды, 
примирился с новгородцами. Те, в свою очередь, тоже пошли на уступки, порвали 
отношения с Псковом, обещали Великому князю выделить войско для похода на 
отколовшуюся республику. Этот поход, однако, не состоялся, потому что Иван 
Данилович, обуреваемый желанием получить серебро Зауралья в казну, нарушил 
договор с новгородцами и отправил войско за Урал. Поход прошел неудачно. 
Изнуренные зимними дорогами, воины не смогли дать решительное сражение богатому 
сопернику и вернулись домой ни с чем. Случилось это в 1337 году.
   Буквально через несколько месяцев отправился в Орду Александр Михайлович, 
самый непримиримый враг Ивана Калиты. Несчастья собственные и скитания по чужим 
уделам накалили тверского князя. Перед этой опасной поездкой он провел, если 
так можно сказать, тщательную дипломатическую подготовку и получил 
благословение митрополита всея Руси Феогноста. По прибытии в Орду Александр был 
немедленно приглашен в шатер хана. Суровому Узбеку понравился прямой, открытый 
человек. Повелитель Орды, выслушав смелую, но уважительную и краткую речь гостя,
 сказал, что князь Александр смиренною мудростью освобождает себя от казни.
   И возвратился Александр в Тверь тверским князем.
   Противостояние не мешало Ивану Калите созидать Московское княжество. Более 
того, именно во время его правления началось переустройство Москвы, она 
превращалась в великокняжеский город. По совету митрополита Петра князь 
расширил и укрепил на Боровицком холме Кремль. В летописи 1331 года говорится о 
пожаре 3 марта: «Бысть пожар – погоре город Кремник на Москве». После второго, 
зафиксированного летописными источниками, пожара, 3 июня 1337 года, началось 
строительство нового города. Тогда же были сооружены стены Кремля из дуба.
   Около 1330 года в Кремле была построена каменная церковь Иоанна Лествичника, 
на том месте, где теперь стоит колокольня Ивана Великого. Тогда же на 
Боровицком холме построили каменную церковь Спаса-Преображения, ставшую 
усыпальницей московских княгинь, а через три года возвели неподалеку каменную 
же церковь Михаила Ар
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 51
 <<-