Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - Ордынское иго и становление Руси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 51
 <<-
 
истого молодого князя сыграла не последнюю роль в судьбе 
незаслуженно обвиненного митрополита Киевского и всея Руси. Византийский 
канонист хотя и испытывал на съезде мощное давление со стороны противников 
Петра, особенно со стороны тверских князей, но благодаря поддержке Петра Иваном 
Даниловичем сумел разобраться во всем.
   Собор полностью оправдал митрополита всея Руси, снял с него все обвинения. А 
встреча в Переяславле-Залесском, родном городе Александра Невского, двух 
выдающихся людей – митрополита Петра и князя Ивана Даниловича – сыграла немалую 
роль в истории Москвы.
   Новый высший сановник Русской православной церкви был человеколюбив и 
незлопамятен, а когда затрагивались его личные интересы, отличался 
поразительной беззащитностью, как то было в случае с оклеветавшим его тверским 
епископом. Он не обвинил ни в чем клеветника, а лишь сказал ему: «Мир тебе! 
Отныне остерегайся лжи…» Но когда дело касалось преступлений против церкви, 
Петр являл собой яркий пример непреклонности и строгости. Он мог снять 
епископский сан с преступившего законы и предать его анафеме. Но к мирянам был 
снисходителен, противостоял, как мог, неугасающей распре, тушил пожар вражды 
между московскими и тверскими князьями.
   В 1313 году Петр ездил вместе с Михаилом, тверским князем, в Орду, привез 
оттуда для Русской церкви очень важную льготную грамоту, которая подтверждала 
уже установленные ранее выгоды для церковнослужителей. В этой грамоте, в 
частности, говорилось: «Узбеково слово ко всем князьям великим, средним и 
нижним, воеводам, книжникам, баскакам, писцам… во всех улусах и странах, где 
Бога бессмертного силою наша власть держит и слово наше владеет. Да никто не 
обидит в Руси церковь соборную, Петра-митрополита и людей его, архимандритов, 
игуменов и проч. Их грады, волости, села, земли, ловли, борти, луга, леса, 
винограды, сады, мельницы, хутора свободны от всякой дани и пошлины: ибо все то 
есть Божие; ибо сии люди молитвою своею блюдут нас и наше воинство укрепляют. 
Да будут они подсудны единому митрополиту, согласно с древним законом их и 
грамотами прежних царей ордынских… Кто возьмет чтонибудь у духовных, заплатит 
втрое. Кто дерзнет порицать веру русскую, кто обидит церковь, монастырь, 
часовню, да умрет!..»
   Из этой грамоты видно, как важно было для возвышения власти какого-то 
отдельного княжества и князя над другими единство и единомыслие светской и 
религиозной властей.
   Роль Петра в развитии Русского государства на этом не ограничилась. Он жил 
во Владимире. Но по долгу службы и по неспокойному характеру в своей резиденции 
митрополит всея Руси долго не сидел, много путешествовал по стране. 
Поставленные им перед самим собой задачи вынуждали его вести неспокойную жизнь 
«бродячего митрополита». Часто ездил он по удельным княжествам, встречался со 
священнослужителями, подолгу разговаривал с ними, стараясь убедить всех в 
необходимости единения Руси.
   Уже в первые годы своей деятельности первосвященник Петр старался поставить 
Москву даже выше Владимира. «Он лишил Владимир значения церковной столицы всея 
Руси. Формального и торжественного переноса Всероссийской кафедры в Москву не 
было; а просто во время частых своих объездов русских областей все реже 
приезжал во Владимир, все долее гостил в Москве», – писал историк В. В. 
Назаревский.
   Перенос в Москву митрополичьей кафедры чуть позже осуществит Иван Калита, но 
основу этому заложил митрополит Петр.

   Иван Данилович Калита
   Год рождения второго сына Даниила Александровича неизвестен. Но уже на 
Соборе князей в Переяславле-Залесском, который упоминался в очерке о 
митрополите Петре, Иван Данилович предстает перед князьями и 
священнослужителями как опытный политик, способный отстаивать свои убеждения и 
интересы единомышленников.
   В 1322 году переяславский князь совершил поездку в Орду. Вернулся он от хана 
Узбека с ордынским войском, возглавляемым послом хана, Ахмылом, которому хан 
поставил задачу навести порядок в Великом княжестве Владимирском. Ахмыл 
разграбил Ярославль и с добычей вернулся к Узбеку.
   В августе 1325 года митрополит всея Руси Петр и брат великого князя – Иван 
Данилович – заложили в Москве первую каменную церковь Успения Богородицы 
(Успенский собор). По замыслу князя и митрополита, храм должен был стать 
главной святыней города. «Близ места, на котором должен был стоять жертвенник, 
Петр собственноручно устроил себе гроб. „Бог благословит тебя, – говорил он 
Ивану Даниловичу, – и поставит выше всех других князей, и распространит город 
этот паче всех других городов; и будет род твой обладать местом сим вовеки; и 
руки его взыдут на плещи врагов ваших; и будут жить в нем святители, и кости 
мои здесь положены будут“», – писал Н. М. Карамзин.
   В том же году в Орде от руки Дмитрия Грозные Очи погиб старший брат Ивана, 
великий князь Юрий Данилович. Похоронили его в Москве с подобающими почестями и 
невиданной роскошью.
   Узбек осудил поступок Дмитрия Грозные Очи, и 15 сентября 1326 года убийца 
Юрия Даниловича был казнен. Но ярлык на великое княжение хан выдал не Ивану 
Даниловичу, а брату казненного Александру. Этот шаг Узбека не способствовал 
примирению Москвы с Тверью. Впрочем, что хан ни сделай, даже выдай он 
великокняжеский ярлык Ивану Даниловичу, междуусобица на Руси не затихла бы – не 
время.
   Ордынским повелителям очень выгодно было поддерживать пожар междуусобицы, но 
они его не раздували до гибельной силы, чтобы не иссяк источник поступления 
дани. Но не ханы Сарая и Каракорума были первопричиной этого страшного зла, 
обессили
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 51
 <<-