|
перед Узбеком
можно было. Но все время в пути не покидала князя тревога. Юрий Данилович
прибыл в Сарай, дождался разрешения хана, явился к нему в шатер, преклонил
колена.
Узбек не успел сказать ни слова, как вдруг Юрий услышал резкий быстрый шаг,
напористый, как степной ветер в зимнюю непогодь. Русский князь бросил опасливый
взгляд вправо, увидел злобные глаза Дмитрия Грозные Очи, уже радующегося победе,
и даже не привстал с колен, не успел.
Молниеносным выпадом старший сын Михаила Ярославича вонзил тяжелый меч в его
грудь. Придавил князя к земле. Но не достиг Дмитрий цели, не возвысилась Тверь
после убийства Юрия. Напротив – оказал он невольно большую услугу московским
князьям: хан Орды не одобрил самосуд в своем шатре, следствием этого
неодобрения стало покровительство хана брату убитого – Ивану Даниловичу. А при
нем усилил свое влияние на Москве митрополит всея Руси Петр. Эти два человека
имели много общего во взглядах на будущее Русской земли.
Митрополит Петр
Перейдем вновь к сюжетам, посвященным истории Русской православной церкви. В
этой книге вы уже встречались с некоторыми вопросами становления и развития
Киевской митрополии, с той ролью, которую играла церковь в развитии культуры и
просвещения, приобщая свою паству к общечеловеческим ценностям. Об этом шла
речь в разделах, посвященных Киевской Руси. Однако после 1240 года, когда Киев
пал и во время штурма рухнула сожженная захватчиками Десятинная церковь,
Киевская митрополия пришла в упадок, который продолжался на протяжении всего
XIII столетия.
В 1299 году митрополит всея Руси Максим покинул Киев и со всем клиром прибыл
во Владимир, который до середины XIV столетия был административным, культурным
и религиозным центром Северо-Восточной Руси. «Матерь городов русских», город
Киев надолго потерял свое влияние даже в княжествах Поднепровья.
В 1305 году митрополит скончался. Похоронили его во Владимире, в Успенском
соборе. Митрополит в те века был высшим саном в церковной иерархии и власть
имел немалую, да и авторитет православной церкви был уже очень высоким, поэтому
на место митрополита было достаточно претендентов. Каждый из них имел свой
взгляд на роль церкви в светской жизни и на политику князей, как, впрочем,
имели свой взгляд на роль церкви в политике и князья, поддерживающие
претендентов. Но вот чего у князей не было, так это стратегического
политического мышления, а церковь имела его всегда. Высший сан на Руси
назывался «митрополит всея Руси». Это «всея» указывало на стратегическую задачу
церкви – объединение всего русского мира.
Но среди претендентов встречались люди разные, попадались и подверженные
чрезмерно светским суетным влияниям.
В 1305 году игумен Геронтий при поддержке Тверского князя Михаила Ярославича
завладел незаконно, по мнению некоторых ученых, митрополичьей кафедрой и
отправился в Царьград (Константинополь), чтобы получить там официальное
признание патриарха православной церкви Афанасия. В столицу Византийской
империи поехал и ратский игумен Петр, посланный галицким князем Юрием Львовичем,
который мечтал создать в своих владениях Галицко-Волынскую митрополию и тем
самым обособиться от Руси. Князь Галицкий очень надеялся на игумена Петра,
прославившегося своим ревностным отношением к пастырским обязанностям. Не знал
Юрий Львович, что сама мысль дробить Русскую землю претила натуре ратского
игумена, что мысли и идеи у него были совсем другие: Петр мечтал о единении
страны.
На первом этапе пути – до Черного моря – Геронтий заметно опередил своего
конкурента. Но вмешалась сама природа, море вдруг всколыхнуло крутую волну на
маршруте следования корабля, на палубе которого находился посланник князя
Тверского. Судно же с игуменом Петром пролетело на быстрой волне в
Константинополь без заминки.
Император Византии и патриарх Афанасий приняли гостя очень хорошо. После
беседы с ним они поняли, что слухи об этом служителе церкви были верны – Петра
не зря уважали и ценили церковнослужители. Патриарх Афанасий рукоположил Петра
в сан митрополита Киевского и всея Руси, и тот в прекрасном расположении духа
отбыл на родину.
В Киеве, однако, митрополит находился недолго. Он понимал, что важнейшие для
страны события будут теперь проходить в другом месте, а значит, и он должен
быть там.
Вскоре Петр приехал во Владимир. Но и здесь он не успокоился, будто
чувствовала его душа, что и Владимир, в те времена уже большой стольный град, в
скором времени уступит первенство другим городам.
Хотя духовенство Северо-Восточной Руси «единогласно благословило его высокую
добродетель», некоторые игумены и епископы попытались очернить митрополита в
глазах византийского начальства. Они сочинили на Петра грязный донос и, видно,
переусердствовали. Патриарх Афанасий прочитал донос тверского епископа,
приходившегося сыном литовскому князю Герденю, и был потрясен злобным духом
письма. Он тут же послал в Восточную Европу известного канониста с заданием
самым тщательным образом разобраться во всех пунктах предъявленного обвинения.
В 1311 году в Переяславле-Залесском состоялся Собор князей. Сюда приехали
священнослужители, князья и бояре из Твери, Ростова, Владимира и других городов,
а также посол константинопольского патриарха. На соборе присутствовал Иван
Данилович Калита, который княжил в это время в Переяславле-Залесском. Он,
единственный из собравшихся, безоговорочно поддержал Петра, и эта активная
позиция напо
|
|