|
ал обширное послание к жившему во Пскове в 1510–1528 гг. царскому
дьяку Михаилу Мунехину о звездочетцах в ответ на вопрос дьяка, как разуметь
приходящие от латинян астрономические гадания, предсказывавшие, что в тот
1524 г. последует переменение всего видимого мира. Разрешая этот вопрос на
основании Бытейских книг и опровергая кощуны и басни латинских астрономов,
старец касается и вероисповедных различий с латинством, а также и переменений в
судьбах царств и стран, что не от звезд это происходит, но от Бога.
Обращаясь затем к своей современности, старец пишет, что „греческое царство
разорилось и не созиждется, потому что греки предали православную греческую
веру в латинство; что если стены, и столпы, и палаты великого древнего Рима не
пленены, зато души их от дьявола были пленены; что вместо Римской и
Константинопольской церкви ныне в богоспасаемом граде Москве православная
церковь, едина во всей Вселенной, паче солнца светится; что московский государь
теперь во всей поднебесной единый христианам царь и браздодержатель святых
Божиих престолов святой Вселенской церкви. Все христианские царства пришли к
концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам,
и это – Российское царство; ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не
бывать. Христианские царства затоплены неверными, и только одного государя
нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему сохранять
это с великою осторожностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на
преходящее богатство, но уповать на все дающего Бога“».
Максим Грек
Исследуя жизнь и деятельность выдающихся русских людей, Н. М. Костомаров
писал в книге «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»:
«Вольнодумство, задевавшее непоколебимость церковного предания и так
напугавшее благочестивую Русь жидовствующей ересью („жидовствующими“, или
„дидовомудрствующими“, назвали новгородских еретиков, обвиненных в том, что они
пытались внести элементы иудаизма в русское ортодоксальное православие. – В. Б.
), вызывало со стороны православия потребность противодействия путем
рассуждения и словесных состязаний. Сожжения и пытки не искореняли еретического
духа. Еретики делались только осторожнее и совращали русских людей втайне: им
было это тем удобнее, что они сами были лучшими книжниками и говорунами, чем те,
которые хотели бы с ними вести споры. Ревнителям православия предстояло
обличать еретические мнения, указывать их неправильность, защищать истину
вселенской церкви, но для этого необходимы были знания, нужна была наука. На
Руси был недостаток как в людях, так и в книгах. Многое важное не находилось в
распоряжении у благочестивых книжников на славянском языке: оно оставалось
только на греческом, для них недоступном. Уже они чувствовали, что одной
обрядности мало для благочестия и благоустройства церкви; нужно было учение, но
где взять ученых? Не на Западе же было искать их: Запад давно разошелся с
христианским Востоком. Русь могла только пытаться идти по своей давней стезе,
протоптанной св. Владимиром и его потомками, обратиться к Греции.
В этих видах, конечно, по совету книжников, Василий Иванович отправил
посольство на Афон, к которому русские питали благоговение и где уже в XII в.
был русский монастырь. В Москве узнали, что в афонском Ватопедском монастыре
есть искусный книжник Савва, и приглашали его прибыть в Москву для переводов…
Инок Савва не поехал в Москву, одолеваемый старостью; афонский игумен
предложил московскому государю другого ученого грека, по имени Максим, из той
же Ватопедской обители. Этот монах по-славянски не знал, но при своей
способности к языкам мог скоро выучиться. С ним вместе отправились монах Неофит
и Лаврентий – болгарин. Они прибыли в Москву в 1518 г.
Максим был родом из албанского города Арты, сын знатных родителей эллинского
происхождения, по имени Эммануил и Ирина. В молодости он отправился учиться в
Италию, пробыл там более десяти лет, учился во Флоренции и Венеции. Затем
Максим вернулся на Родину.
Из своей жизни в Италии вынес он одно заветное воспоминание – воспоминание
об Иерониме (в русской исторической литературе его называют подлинным именем –
Джиролама. – В. Б.) Савонароле. Среди всеобщего развращения нравов в Италии,
ввиду гнуснейшего лицемерия, господствовавшего во всей западной церкви,
управляемой папою Александром VI, чудовищем разврата и злодеяния, смелый и
даровитый доминиканский монах Иероним Савонарола начал во Флоренции грозную
проповедь против пороков своего века, во имя нравственности, Христовой любви и
сострадания к униженным классам народа. Его слово раздавалось пять лет и
оказало изумительное действие. Флорентийцы до такой степени прониклись его
учением, что, отрекаясь от прежнего образа жизни, сносили предметы роскоши,
соблазнительные картины, карты и т. п. в монастырь св. Марка и сжигали перед
глазами Савонаролы, жертвовали своим состоянием для облегчения участи неимущих
братьев, налагали на себя обеты воздержания, милосердия и трудолюбия. Но
обличения Иерокима вооружили против него сильных земли. Его обвинили в ереси, и
в 1498 г. он был сожжен по повелению папы Александра VI. Максим знал Иеронима
лично, слушал его проповеди, и надолго остался запечатленным в душе Максима
образ проповедника-обличителя, когда тот, в продолжение двух часов стоя на
кафедре, расточал свои поучения и не держал в руках книги для подтверждения
истины своих слов, а руководствовался только обширною своею памятью и
„богомудрым“ разумом. „Если бы, – говорит Максим в одном из своих сочинений, –
Иероним и пострадавшие с ним два мужа не были латины вер
|
|