Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Вольдемар Балязин - Неофициальная история России :: Вольдемар Балязин - Ордынское иго и становление Руси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 51
 <<-
 
атуры, искусства, науки и иных проявлений духовных начал.
   Дискуссии продолжаются с переменным успехом, а факты заставляют верить в то, 
что творчество столь же индивидуально и феноменально, как и его создатель – 
выдающийся человек, свободный от многого, чего не может преодолеть его 
ординарный современник, зависящий от множества крупных и мелких факторов.
   Таким феноменом был и гениальный иконописец Андрей Рублев.
 //-- Расплывчатые контуры биографии Рублева --// 
   Первый великий художник России Андрей Рублев творил в конце XIV – первой 
трети XV столетья.
   Мы до сих пор не знаем точно, где и когда он родился, не можем датировать 
многие из его работ, к счастью сохранившиеся, как не можем и хотя бы 
перечислить те его произведения, которые не сохранились.
   Создатель московской школы живописи, художник, чье творчество признано одной 
из вершин отечественной и мировой культуры, не оставил потомкам каких-либо 
сведений о своей жизни, подарив человечеству несколько шедевров, вызывающих 
изумление и восторг зрителей вот уже более пяти веков.
   Крупный историк русского искусства В. Н. Лазарев писал:
   «Было бы неверно рассматривать Андрея Рублева как первого русского художника.
 Уже задолго до него владимирские, новгородские и псковские мастера сумели 
выразить на языке живописи то неповторимое русское, что лежит вне сферы 
византийского мироощущения. И если мы все же воспринимаем Рублева как новатора, 
то только потому, что в его работах получает свое логическое завершение процесс 
обособления русской живописи от византийской, наметившийся уже в XII веке и 
развивавшийся в непрерывном нарастании вплоть до XV. В рублевских иконах и 
росписях количество оригинальных русских черт переходит в новое качество. Вот 
почему его творчество знаменует в нашем сознании столь значительную веху.
   Рублев окончательно отказывается от византийской суровости и византийского 
аскетизма. Он извлекает из византийского наследия его античную, эллинистическую 
сердцевину. Он освобождает ее от всех позднейших напластований, он проявляет 
удивительную для человека того времени восприимчивость к античной грации, к 
античному этносу, к античной просветленности, к античной ясности замысла, 
лишенного всяких прикрас и подкупающего благородной и скромной простотой».
   Несомненно, Рублев не был первым русским художником по времени, но еще более 
несомненно, что он был первым по своему значению во всем древнерусском 
искусстве.
   Наиболее вероятно, как считают историки искусства, родился он около 1360-х 
или же 1370-х годов, но где и в какой семье – неизвестно. Скорее всего, 
воспитывался в светской среде и, вероятно, уже в довольно зрелом возрасте 
постригся. А вот где это произошло, мы не знаем. Искусствоведы склоняются к 
тому, что, по-видимому, Рублев принял постриг или в Троице-Сергиевом монастыре, 
или в Андрониковом монастыре.
   В пользу второй точки зрения говорит то, что именно в Андрониковом монастыре 
находится сохранившаяся до наших дней могила Андрея Рублева.
   Сведения о том, когда, где и с кем расписывал великий мастер стены храмов и 
создавал иконы, лишь иногда оказываются относительно точными, чаще же всего эти 
данные весьма приблизительны.
   Искусствовед И. А. Иванова пишет:
   «Мы не имеем и подписанных работ Андрея Рублева, однако история сохранила 
нам его имя. О Рублеве неоднократно упоминается в летописях. Правда, сведения 
летописцев, повествующих о его работах, скупы, но и они говорят нам о том, что 
слава пришла к художнику еще при жизни, что уже современники отмечали и ценили 
его замечательный талант.
   Андрей Рублев принимал участие во всех крупнейших художественных работах 
того времени. О том, насколько ценились его произведения, свидетельствует 
случай, когда Иосиф Волоцкий, писатель-публицист конца XV – начала XVI века, 
желая умилостивить разгневанного удельного князя, послал ему в дар „иконы 
Рублева письма“.
   В XVI веке, при Иване Грозном, на Стоглавом соборе 1551 года, где 
обсуждались различные вопросы общественной жизни Руси, было постановлено: 
„Писати живописцам иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и 
как писал Андрей Рублев“.
   Из столетия в столетие передавалось имя художника. С ним связывались легенды,
 предания. В XIX веке любители старины приписывали все лучшие произведения 
Рублеву.
   Как бы ни были скудны исторические сведения о Рублеве, они служат для нас 
канвой, на основе которой мы воссоздаем этапы его жизни и творчества».
   Познакомимся с наиболее вероятной хронологической канвой его жизни и 
творчества.
   В 1405 году, как сообщает летопись, Рублев вместе с двумя другими 
иконописцами – Феофаном Греком и Прохором с Городца – расписал стены 
Благовещенского собора в Московском Кремле, однако эти фрески не сохранились.
   В 1408 году с иконописцем Даниилом Черным и артелью других мастеров расписал 
Рублев стены Успенского собора во Владимире. Здесь его фрески частично 
сохранились и являются ценнейшей реликвией русской живописи.
   Его фреска «Страшный суд» – не ужас перед неминуемой небесной карой, а 
светлый праздник торжества справедливости.
   В 1420–1427 годах в Андрониковом монастыре был построен белокаменный 
Спасский собор, и Рублев с Даниилом Черным расписали его. В интерьере собора 
сохранились фр
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 51
 <<-