Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: СВЯТОСЛАВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 154
 <<-
 
         Помни. Есть вещи, которые нельзя забыть – и остаться людьми.
         Впрочем, мы отвлеклись. Итак, на Руси времен нашего героя была 
письменность, были грамотные люди. Не среди князей даже или жрецов – 
ремесленники, купцы, служилый княжий люд. Вовсе не обязательно христиане – все 
имена языческие, да и двое – кузнецы, люди, как уже говорилось, неохотно 
оставлявшие древних Богов Огня и Железа. В слоях IX-X веков русских городов 
найдены роговые и костяные «писала» – стержни для письма. Они украшены 
изображениями медвежьих голов и многоликих славянских Божеств. И писали ими 
явно не христиане. Если мечи и кольчуги – это уровень ремесла, уровень 
цивилизации, то грамотность, грамотность простых людей – это уровень культуры. 
          Я писал эту главу не за тем, чтобы рассказать, пусть вкратце, о жизни,
 быте и культуре наших предков. Ради этого стоит написать книгу, и не одну. 
Некоторые уже написаны, одна из лучших – «Мы – славяне» Марии Семеновой. 
Серьезных ошибок там немного, собственно, три – главы про Велеса и Темных 
Богов; рассуждения о бороде и волосах – мы коснемся этой темы; и кое-что в 
главе, посвященной мечу. Как не жаль огорчать поклонников русского фэнтези, не 
сохранилось сведений, чтобы славяне называли свои мечи особыми, «личными» 
именами, чтобы вообще одушевляли их так, как норманны и западные рыцари. Не 
было русских Эскалибуров и Дюрендалей. Меч чтили, им дорожили, как символом 
свободы, как священной, ценной, дорогой, воплощающей чуть ли не душу 
владельца-воина, но все-таки – просто вещью. Своей души, своей личности в 
глазах русов и славян меч не имел. В остальном же замечательная книга Семеновой 
безукоризненна, и я охотно рекомендую ее читателю.
       Также не для того писалась эта глава, чтобы в очередной раз напомнить, 
что и три века спустя в ином западном романе можно было прочесть: «Жил 
благородный рыцарь, и был он так образован, что даже умел читать». Чваниться 
перед другими народами – занятие, конечно, недостойное. Есть только одно 
занятие гнуснее – чваниться перед собственными предками. К сожалению, об 
опасности этого, худшего чванства у нас вспоминать не принято. А ведь оно не 
только хуже – оно распространеннее. Человек, доказывающий, что русские основали 
Трою и открыли Америку – безобидный смешной чудак. Ему не доверят писать 
учебники. Их доверяют тем, кто упорно втаптывает в грязь свой народ, своих 
предков, чтобы хоть на таком фоне себя, убогих, почувствовать кем-то!
         Если читатель сумеет освободиться от этого чванства, от навязываемой 
всей нашей жизнью привычки смотреть на людей далекого прошлого, как на 
слабоумных дикарей – эта глава написана не зря. Отличия Руси от других стран 
были не признаками какой-то «отсталости», они были именно отличиями. Впрочем, и 
отличий этих много меньше, чем порой кажется отягощенным дипломами невеждам. 
Конечно, очень легко посмеяться дикости предков, читая в летописи, как в XIII 
веке князь Владимир Василькович «взем соломы в руку от постели своея». Вот, мол 
– даже князья спали на соломе! Легко, особенно, если не знать, что в том же 
веке в Британии лорд Отерарсее получил поместье «за службу по изысканию 
подстилки для королевского ложа: летом – сена и травы, зимой – соломы». 
        Что до другого – ну да, держали говорящих сорок для потехи вместо 
попугаев – в небедных домах. Вместо кошек – зверьков тогда редких и стоивших 
дороже лошади –  часто держали домашних ласок или ужей. Простонародье в 
натопленных избах ходило нагишом – вы не пробовали отстирать сажу с льняной 
белой ткани без мыла и порошка в холодной воде?  А обереги, которыми были 
расшиты славянские одежки, в доме, у печки, под защитой предков и домашних 
божков, были уже не нужны. Не от дедушки же домового защищаться!
         Ну и что? А в Англии иные бойцы до XI века выходили на бой с каменными 
топорами. А в Германии XIII века могли снять с человека скальп. Не бандиты, и 
не сатанисты, а судебные исполнители. Средь бела дня, при всем честном народе, 
на площади торгового города, перед ратушей и христианским собором. В полном 
соответствии с буквой закона – такая казнь там полагалась вторично попавшемуся 
на воровстве.
        Не могу сказать, что осуждаю немцев – сам, будучи обворован, испытывал 
схожие чувства и желания. Но, положа руку на сердце, мне как-то симпатичнее 
наши, родные особенности, как-то ближе не стыдящиеся своих тел перед родичами 
славяне, чем законное скальпирование солидными бюргерами какого-нибудь бродяжки.

          В основном же глава эта писалась, чтоб дать – очерки, очертания  
русской державности, цивилизации и культуры времен моего героя. Надеюсь, мне 
это удалось. Итак не «племена», а Держава. Не хутора и огороженные тыном 
деревни – Страна Городов, с искусными ремесленниками. Восток и Запад признавали 
ее равными себе во всем – от державного устройства до ремесла, исключая разве 
только веру. Среди ее жителей, даже не самых знатных, богатых и образованных, 
было немало грамотных.
         Впрочем, надо думать, глава эта породила у читателей немало вопросов. 
Почему разделяли «русскую» и «славянскую» письменность? Откуда за сто с лишним 
лет до пресловутого «крещения Руси» взялись Евангелие и Псалтырь «русьскими 
письмены»? В двух словах на эти вопросы не ответишь. Что ж, постараюсь ответить 
в двух главах. Тем паче, что это будет еще и рассказ о предках нашего героя, о 
рождении Державы. Рассказ о том, откуда пошла есть Русская земля…
     
2. НА МОРЕ-ОКЕАНЕ, НА ОСТРОВЕ РУЯНЕ…

Будем думу думать вместе с облаками,
Доверяясь чутко четырем ветрам.
Расплескалось небо зыбкими волнами,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 154
 <<-