|
мудрецов израильских».
Византийские и армянские летописцы и, в особенности, сама земля,
сохранили свидетельства, позволяющие, скажем так, существенно дополнить эту
мирную картину.
Теперь не в Хорезме, но в самом каганате полыхала гражданская война.
Старая языческая знать не смирились с превращением иудаизма в государственную
религию. И дело тут не в каком-то особом «антисемитизме» знатных хазар. Скорее
уж дело в ненависти рахдонитов-иудеев к язычеству, ненависти, основанной на
запретах Ветхого Завета, его непримиримых требованиях не поклоняться «идолам»,
сокрушать «кумиры», ниспровергать «столбы», вырубать священные рощи и
опрокидывать жертвенники. «Волхвов» и «ворожей» должно было изгонять, побивать
камнями, разрубать на куски. Рахдониты не стремились обратить в свою веру весь
хазарский народ, но наверняка требовали исполнения этих заветов от своих
хазарских внуков. И вряд ли жрецы и не породнившиеся с рахдонитами хазары
пришли в восторг, увидев, что те, кого они считали братьями, стали избегать
обрядов хазарских богов, уничтожать изваяния предков.
Война была беспощадной, потери несли и те, и другие. Обадия потерял и
сына Езекию, и внука Манассию, так что престол перешел после войны к его брату,
Ханукке. Но противники Обадии были обречены. Новые хозяева страны плотной
стеной стояли вокруг престола уже принявшего иудаизм кагана, – и их враги
становились в глазах большинства хазар врагами кагана и каган-бека, изменниками
и мятежниками. У них за спиной не было опыта гражданской войны. Язычники,
чтившие род, они видели в новой знати хоть и неполноценных, но соплеменников.
Откуда им было знать, что принесенный чужаками закон не позволял
«соплеменникам» видеть в них хотя бы людей? Они пытались договориться,
приносили клятвы. Откуда им было знать, что новая вера прямо вменяет в
обязанность обмануть язычника, а раз в год, в веселый праздник Йом-Кипур,
освобождает от любых обещаний и клятв? Они не имели представления о
изощреннейшем искусстве интриги, виртуозное владение которым позволит потомкам
их врагов натравливать друг на друга племена данников каганата.
Но все это было неважно.
Гораздо важнее, - и гораздо страшнее – был новый, незнакомый степнякам
метод ведения войны.
До сих пор пределом жестокости в степной войне было вырезать всех
мужчин в племени, что не переросли высокой оси огромных, почти двухметровых
колес кочевых кибиток. Такие свирепые расправы врезались в память степняков, о
них пели у ночного костра, в промежутках между рассказами об одноглазых
людоедах и кровожадных мертвецах… но даже в этом случае оставляли в живых
малышей и женщин, пополнявших гаремы победителей.
И ни у каких костров в самые темные ночи не пели такого:
«И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? Итак,
убейте всех детей мужеского пола и всех женщин…»(Чис. 31: 15,17), «А в городах
сих народов, которых Господь бог твой дает тебе во владение, не оставляй в
живых ни одной души» (Втор. 20:16), «И взяли город. И… все, что в городе, и
мужей, и жен, и молодых, и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили
мечом» (Ис. Нав. 6:19-20), «опустошал Давид ту страну, и не оставлял в живых ни
мужчины, ни женщины»(1 Цар. 27:9).
Можно длить и длить цитаты, но зачем? Кому в радость дикое смакование
кровавейших сцен насилия и резни? Чьи души ублажит сладострастный рефрен: «ни
осталось в живых ни одной души, никого не оставил, кто бы уцелел и избежал, все
дышащее предал мечу»?
Если найдется таковой, пусть перечитает то, что мы уже цитировали – про
землю обетованную, про кроткого царя Давида.
На несчастной хазарской земле вновь облачались в истекающую кровью
плоть чудовищные предания Ветхого Завета. О, новая власть Хазарии помнила,
хорошо помнила и не повторяла ошибок прадедов. Из восставших городов,
захваченных войсками Обадии, беженцев не было. Спустя тысячу с лишним лет
археологи раскопали их руины – так называемые Семикаракорское и Правобережное
Цимлянское городища. И груды костей.
Чего ожидали семьи защитников, когда победители сквозь проломы в
стенах ринулись внутрь? Плена, грабежа, унижений? Оплакивали близких,
собирались искать их среди тел у стен и мечтали найти лишь раненными?..
Они не знали, что им не придется никого искать…
«Так что истребили всех их, не оставили не одной души».
Кости, кости, кости… Не только у стен. Не только на улицах. В каждом
дворе. В каждом доме. Кости детей. Кости женщин. Кости стариков.
«И истребишь все народы, которые Господь, бог твой, дает тебе; да не
пощадит их глаз твой» (Втор. 7:16). Вот «закон и правило», согласно которым
Обадия «обновил царство и укрепил веру». И «мудрецы израильские» в «домах
собраний» с удовольствием повторяли древние строки книги пророка Наума:
«Несется конница, сверкает меч и блестят копья, и убитых множество, и груды
трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы их… даже младенцы их разбиты на
перекрестках всех улиц»(3:3-16) и завершали победоносным: «Празднуй, Иудея,
праздники твои,.. ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем
уничтожен!» (1:15).
В двадцатом веке это назовут тотальной войной. Дрезден, превращенный
в чудовищную печь бомбардировками союзников. Ядерные грибы над Хиросимой и
Нагасаки. На крыльях бомбардировщиков ХХ столетия красовался тот же символ, что
и на знаменах новых хозяев каганата: Щит Соломона. Пятиконечная звезда.
Но у каган-бека Обадии не было ни самолетов, ни ядерных бомб. Кто же
|
|