|
Когда-то славяне и хазары и впрямь не были заклятыми врагами. Они,
собственно, и врагами-то не были, не из-за чего было враждовать. Полукочевое
племя предгорий Северного Кавказа помышляло о далеком Поднепровье не более чем
их соседи – аланы-ясы, касоги, савиры. Об озере Ильмень, реке Волхов, о городе
Ладога в те далекие поры хазары и не слыхивали, наверное. Разве что от
приходивших по Волге-Итили купцов с далекого Севера. Но купцы приходили
отовсюду, и Ладога была такой же полусказкой, как Рим, Багдад или страна за
каменной стеной по ту сторону Великой Степи. Гораздо больше внимание хазар
привлекали частые войны с соседями, да богатства Крыма и Закавказья. Туда
хазарские джигиты отправлялись в лихие молодецкие налеты
Сами хазары были обычной «варварской» державой. Правил ими священный,
но при этом выборный царь-жрец каган. Войска же на врага водил военный вождь,
каган-бек. Были среди знатных хазар христиане, иные приняли религию своих
заклятых врагов – мусульман-арабов, но большинство хазар, и знати, и
простонародья, сохраняло верность древней вере предков, язычеству-шаманизму.
В VIII веке все резко переменилось. Вместо большого и сильного, но,
в общем-то, рядового союза полукочевых племен – империя от Арала до Днепра, от
Камы до Кавказа, сжавшая все торговые артерии Евразии. Вместо языческой
терпимости – «воинствующий иудаизм». Вместо удалых набегов за добычей и славой
– планомерное выжимание соседей, данников, иноземных купцов, вообще любого
чужака.
А началось все в далеком Хорезме, еще не мусульманском. На исходе
VII века его сотрясала гражданская война. К власти рвался Хурзад – родич
хорезмшаха по отцу и внук старейшины общины рахдонитов – по матери. За ним
стояли все рахдониты Хорезма и секта еретика Маздака. Маздакиты говорили о
равенстве всех перед богом и выводили из него необходимость равенства на земле.
А чтобы не было неравенства, следовало отнять все у тех, кто что-нибудь имел, и
поделить между теми, у кого ничего не было. И зловещим призраком – не
привидением мертвого прошлого, а тенью страшного будущего – реяло над ордами
черни, дряни и сволочи, сбегавшейся отовсюду к Хурзаду, знамя Маздака.
Багрово-красное, со Щитом Соломона – пятиконечной звездой.
На словах идеи маздакитов звучали, может быть, и неплохо, но в
отсталом средневековом неграмотном Хорезме было слишком мало книжников,
способных предпочесть красоту теории тому, что видели глаза и слышали уши. И не
было еще газет, телеграфа, радио, способных обогнать беженцев, рассыпавшихся во
все стороны из захваченных Хурзадом городов и сел. И чернели лицом хорезмийцы,
слушая рассказы уцелевших об арыках, красных от крови тех, кто не желал
отдавать бандитам Хурзада нажитое потом и кровью. И о том, как кричали, стонали,
хрипели, прежде чем замолчать навсегда, пущенные по кругу их дочери и жены.
Ибо женщины – тоже имущество. А имущество должно быть общим. Так завещал
учитель Маздак. Так повелел вождь Хурзад.
А самые наблюдательные говорили об уцелевших в растерзанных городах
домах ростовщиков и работорговцев. К ним сносили в ожидании окончательного
дележа после полной победы все отнятое у «врагов истины» имущество. Сородичи
матери Хурзада богатели среди пепелищ и руин.
И по иному перехватывал рукоять тяжелого кетменя угрюмый дехканин. И
молча шел седлать коня благородный багадур.
Хорезм поднялся. Весь. Пощады не было – мстители шли мимо пересохших
арыков на мертвых полях, мимо гниющих туш недоделенного скота и гниющих рядом
оскверненных тел женщин, мимо чинар, увешанных трупами «врагов истины Маздака»,
и их родни, невзирая на пол и возраст. Пощады не было – и первыми это поняли те,
кто наживался в погибающих городах. С востока надвигались остервенелые
хорезмийцы, с севера лежало Аральское море, а с юга уже катилась прилетевшим из
аравийских пустынь самумом конница халифата. Оставался запад, благо там, на
Нижней Волге и Северном Кавказе у рахдонитов были старые связи – кочевники за
бесценок продавали им добычу и рабов. Над погибающими шайками еще мотались
кровавые тряпки Маздака, когда последний караван, тяжело нагруженный сундуками
с их добычей, пересек западную границу Хорезма Отребье Хурзада сделало свое
дело и больше не интересовало тех, кто был их истинными хозяевами.
На новой родине хорезмийские рахдониты и не вспомнили об
уравнительных идеях Маздака. Побрякушка для дураков – и если кто-то из них
побежал за ней и сейчас кормил воронье в дымящемся Хорезме, так тем лучше для
племени. Племени? Корпорация ростовщиков и работорговцев, раскинувшая метастазы
от иранских нагорий до Альбиона, не была ни племенем, - хотя в нее входили
только евреи, - ни религией, - хотя основывалась она на законах Талмуда. Скорее
она была исполинской мафиозной «семьей». В случае необходимости она жертвовала
и «соплеменниками», и «единоверцами». Ее земной святыней были Выгода и Власть.
В Хазарии еще не было толп полуголодного рванья и заевшихся богачей. Идеи
Маздака здесь не вели к Власти, не давали Выгоды. Здесь ценились отвага и
знатный род. Что ж, нашлись и удальцы, отличившиеся в боях с арабами, и
красавицы-жены для племенных князей. По законам Талмуда сын еврейки считался
евреем, от кого бы ни был зачат. И росли маленькие княжичи, которых все вокруг
считали хазарами, а матери воспитывали, как сынов Израиля.
Вскоре очередной военный вождь хазар, Булан, принял иудаизм и
женился на Серах, дочери рахдонитского старейшины. Так же поступил его сын,
Рас-Тархан. Внук уже носил иудейское имя Обадия. Спустя века каган-бек Иосиф,
потомок Обадии, напишет испанскому единоверцу Хасдаю ибн Шафруту, придворному
Кордовского эмира: «Обадия обновил царство и укрепил веру согласно закону и
правилу. Он выстроил дома собраний (синагоги) и дома учения (хедеры) и собрал
|
|