Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: СВЯТОСЛАВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 154
 <<-
 
косы оттаскивать от алтарей кричащих девушек, грабить и жечь славянские храмы? 
Как знать… Закончил же «государственный ум» превращением в наемника византийцев.
 Никто, даже крестившийся Оскольд, даже Ольга, не опускались до такого. Подавил 
мятеж в богатейшем крымском городе, неплохо, надо думать, на том поживившись; а 
в качестве «ста бочек варенья и ста пачек печенья» получил из Царьграда 
«собиратель»-наемник ошейник с крестиком и чернявую смуглянку-принцессу. 
Снизошли-таки «богоизбранные» императоры…
          Но и здесь герой нашего повествования вступает в противоречие со 
«здравым смыслом» древних и нынешних робичичей. Он воин – и выбирает наиболее 
опасного врага, опасного настолько, что войну с ним можно уподобить поединку с 
драконом, исполином-людоедом или другим чудищем из древних легенд. Он князь – и 
направляет оружие против смертельного, старого недруга Руси. Он жрец – и 
поднимает меч на воплощенную Скверну, земное подобие бесовни Кромешного мира, 
ожившее оскорбление Северных Богов.
         На Хазарский каганат.
         Но робичичи не унимаются. В последнее время все громче, все наглее 
звучат голоса, что-де Хазария была славянам другом, чуть ли не заботливой 
матерью. И от кочевников славян хазары защищали. И с передовой культурой 
знакомили. И экономику развили. И даже Киев они основали. В общем, несли светоч 
просвещения дремучим славянам и полудиким русам. И все было бы замечательно, 
если бы не злой, неблагодарный князь Святослав…
        Менее бесстыжие – у меня нет охоты марать бумагу именами и тех, и 
других – смущенно признают, что хазары славянам были как бы и не совсем добрыми 
друзьями… мол, всякое бывало. А Святослав, стесняются робичичи, все равно зря 
их бил. Гораздо лучше, как умненькие-благоразумненькие византийцы, использовать 
одних врагов против других, вот… гораздо-гораздо лучше…
         О эти змиемудрые умники… в VI веке их пращуры насоветовали бриттскому 
королю Вортигерну использовать против дикарей-пиктов дикарей-саксов. Саксы 
приехали, огляделись, и, вместо войны с пиктами, вырезали бриттских князей и 
захватили Британию. Другие их предки нашептали Конраду Мазовецкому натравить на 
пруссов крестоносцев из Тевтонского ордена. Те охотно откликнулись – и 
превратились на несколько веков в проклятие всех окрестных народов, прежде 
всего – подданных Конрада.
          И почти везде их застенчивый шепоток становился предвестником грохота 
рушащейся державы.  Почти – потому что находились правители, без затей 
отправлявшие шептунишек на конюшню и сами разбиравшиеся со своими врагами.
          Впрочем, читатель, если шепоток робичичей нашел дорожку к твоему 
сердцу, если ты тоже считаешь, что первейший долг воина и правителя – защищать 
шкуры… виноват, жизни и имущество подданных, а не всякую «вредную чушь» вроде 
истинной Веры, славы предков и воинской чести, утешу тебя. Политика Святослава, 
бывшая продолжением политики его предков, имела вполне «рациональную» сторону.  
    
     .     Когда-то спартанцы не строили стен вокруг городов, говоря, что их 
города защищены отвагой жителей. И хотя русские города окружали стены, в Ладоге 
даже каменные, сам дух этого обычая близок русам. Русы-язычники не укрепляли 
свои границы «великими стенами» или цепями городков. Безопасность земли 
зависела от грозной славы князя и его победоносной дружины. Проще говоря, русы 
верили, что нападение – лучшая оборона. Этот дух блестяще выражен в древней 
былине «Богатырское слово». Мы увидим в ней подлинное отношение русов к 
Византии и ее костянтинам боголюбовичам,  прикармливавшим и науськивавшим на 
Русь и Киев хищных тугаринов змеевичей и идолов скоропеевичей. На просьбу князя 
сидеть в Киеве и беречь город, богатыри отвечают: «Не извадились (не привыкли) 
мы сторожем стеречи, только мы извадились в чистом поле ездити, побивати полки 
татарские». Воплощением этой же мысли были походы Вещего Олега и отца 
Святослава. Под стенами Царьграда они не только бились с врагами своих Богов и 
своего племени, но и защищали Русь – не всякий решится напасть на народ, не 
боящийся Нового Рима и берущий с него дань. Той же цели, помимо прочих, будут 
служить и походы нашего героя. Чем опаснее враг, тем славнее победа. А чем 
славнее победа, тем крепче безопасность родной земли победителя. 
          Могут заметить, что такая стратегия рискованна. Может быть. Однако, 
как говорил Наполеон, «сидя в крепостях, войн не выигрывают». Никого еще не 
спасли Великие китайские стены и линии Мажино. Что до тактики робичичей – мы 
уже видели примеры ее результатов. Так же действовала Хазария. Так же 
действовала Византия. Что характерно, ни той, ни другой давно нет. А Русь еще 
жива. И может быть, в этом есть немалая доля заслуги нашего героя и преемников 
его воинского искусства – Владимира Мономаха, Дмитрия Донского, Ермака 
Тимофеевича, Александра Суворова и многих иных, тех, что не прятались за 
стенами, не норовили поссорить врагов, а «в чистом поле ездили, побивали полки 
татарские».
           А нам с вами все же будет полезно попристальнее взглянуть на ту 
державу, с войны против которой начал самостоятельное княжение наш герой. Чтобы 
понять, почему воевать с ней не просто стоило… впрочем, об этом позже.
     
2. Рождение каганата.
     
     Кто мне телушко изранил,
     Кто мне душу замутил,
     Кто утробу задурманил,
     Чудо-Юдо зародил?
     С. Городецкий «Юдо. Горюнья».
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 154
 <<-