|
Карла-Давида, называли славян «собаками»! Еще бы, ведь сам милосердный Христос
уподобил язычников псам (Мк. 7:27, Мтф. 15:22-28)! Дроздяны еще не стали
Дрезденом, а Липецк – Лейпцигом, но славянский порт Гам уже превратился в
Гамбург и в Бремене (от слова «бремя») была почти не слышна славянская речь.
Маркграф Герон, созвав на пир 50 славянских вождей, сжег их вместе с палатой,
куда собрал доверчивых язычников. Его соратники по проповеди любви и милосердия
огнем и мечом захватывали славянские города, знаменуя свои победы чудовищной
резней. Отец Оттона, Генрих I Птицелов, взяв город славян-гломачей Гане,
перебил всех взрослых, а детей и подростков угнал в рабство. Великолепные храмы,
потрясавшие даже воспитанных в европейской культуре захватчиков искуснейшим
зодчеством и великолепной резьбой, расписанной не тускнеющими, не выцветающими
красками, сжигались, кумиры разбивались или шли в переплавку. Многие авторы
сетовали на «германскую свирепость», извратившую «кроткое учение» Библии и
заставившее славян до последнего сопротивляться крещению. Поневоле усомнишься в
знакомстве этих авторов с Библией. Жестокости германцев скорее не дотягивали до
тех, что заповедал библейский бог своему народу в земле обетованной.
И конечно, за немецкими ратями стаями шакалов тянулись рахдониты. В
те страшные годы столько овдовевших славянок, столько осиротевших славянских
малышей угнали на Запад, что в языках Европы имя славянина на века стало
клеймом раба. Sklave в немецком и slaef в голландском, английское slave и
французское esclavе, esclavo в Испании отмечают позорный и страшный путь
рахдонитских караванов. В португальском escravo, знакомом россиянину хотя бы по
заставке сериала «Рабыня Изаура» – их последний след. Сколько книг написано о
несчастьях черных невольников… напишет ли кто-нибудь книгу о невольниках белых,
о славянах, которых рахдониты продавали их же одурманенным братьям-европейцам?
Торговля людьми происходила при полном попустительстве церкви, а
иной раз – при ее живом участии. Ведь это же всего лишь язычники! Что до
отношений работорговцев с императорским престолом, скажу лишь одно: супруга
кайзера Оттона носила звучное имя Юдифь. До Реформации с ее повальной модой на
ветхозаветные имена оставалось полтысячи лет. Сохранились и имена тех, кто
получал еще в IX в. от престола монополию на торговлю людьми: рабби Донат и
Самуель, лионцы Давид и Иосиф, сарагосец Авраам
Вот к кому пошла на поклон Ольга, «Елена, королева ругов». Вот
чьего наставничества искала, чьего покровительства – и не только для себя, для
Руси! Можно разве что добавить, что бандиты Оттона и Юдифи разбойничали в тех
самых землях, откуда пришли в Киев и Новгород варяжские предки Святослава.
И надо обязательно отметить, что вовсе не все немцы позабыли Богов
и прежнее братство. Мы уже говорили, что были и другие. Да живет в веках имя
саксонца-язычника из королевского рода – Вихмана. Плечом к плечу со славянскими
вождями Стойгневом и Наконом, в союзе с датскими викингами и мадьярами он
противостоял обезумевшим соплеменникам. Но к судьбе Вихмана, Стойгнева и, в
особенности, Накона, мы еще вернемся.
5. Первая победа.
Он зело стыдобил княгиню-мать,
Он ее вопрошал с презрением:
« Не срамно ль дружину нам потешать
непотребным, чужим крещением?!»
И. Кобзев. «Падение Перуна»
Естественно, предложение Ольги встретили в Священной Римской империи
с восторгом. На Русь немедленно выехал спешно рукоположенный в «епископы ругов»
благочестивый Адальберт, уже заливший потоками славянской крови, слегка
разбавленной святою водицей, Полабье и Богемию. Выехал, понятно, не один…
Ольга, надо думать, и впрямь потеряла голову от ужаса и
безнадежности. Или настолько уж привыкла к власти, хотя бы той ее видимости,
которую давало ее призрачное положение и противостояние с языческой партией?
Настолько не хотела признавать за сыном полноту власти, что, когда не
признавать стало невозможно, согласилась, по сути, на интервенцию?
Рискну предположить, какие именно причины вызвали у Ольги панику,
заставили заметаться между цесарем и кайзером. Речь идет о походе Стойгнева,
Накона и Вихмана. Разбив на своей земле немцев, они перешли Эльбу, неся огонь
войны в логово врага. Увы, там они утратили многое из того, что принесло им
успех. На них больше не работало знание местности, да и местное население
видело в славянах опасных чужаков. А союз с дикими венграми мог настроить
против них даже местных язычников (Саксония еще вспыхнет восстанием стеллингов,
«людей Старого Закона», но это будет много позже). И самое главное, после
первых успехов вновь разгорелись старые родовые распри – бич славянства. Не
было единого признанного вождя. Кто-то вообще откололся еще за Эльбой, не желая
воевать на чужбине…
В 955 году в страшной битве на реке Раксе Оттон разбил Вихмана и
Стойгнева. Стойгнев погиб в бою. Голову славянского вождя, тела его семисот
дружинников победители выставили на поле выигранной битвы. Между страшными
трофеями тевтоны бросили умирать жреца славян – ослепленного, с вырванным
языком и переломанными конечностями. Вихману с трудом удалось увести остатки
союзного войска на восток. Завоеватели шли следом за ними, а вспыхнувшие после
первых обед старые распри славянских княжеств не позволили им вовремя
объединиться.. Вихман со своей дружиной еще долго бился с христианами в разных
|
|