|
брат на брата поднял гордый меч…
Велеслав. Гнев Богов.
Прибавило ли провальное цареградское сватовство Святославу
уважения и любви к матери? Навряд ли. Смертельное оскорбление нанесли надменные
ромеи не просто женщине из знатного рода, - что уже было бы непростительно, -
самой Руси, самим Русским Богам. Ольга же не двинула в ответ дружины за Русское
море, не припомнила несостоявшемуся свояку Олегов Щит на Золотых воротах.
«Отомстила» лишь злопамятно-бабьим: «постоишь у меня в Почайне…». И на
оскорбление не ответила, и слова не сдержала.
Ольга понимала, как встретят на Руси известие об ее поездке. Один
из немногих достоверных моментов описания этой поездки в летописи: на
прощальные напутствия патриарха княгиня отвечает «Люди мои и сын мой – поганые;
да сохранит меня бог ото всякого зла!». Какой панический ужас перед собственным
народом, перед родным сыном сквозит в этих словах! После поездки Ольга
уговаривала Святослава креститься. Это была ее последняя надежда, ее и всей
христианской партии. Сын отвечал с брезгливым недоумением: «Меня моя же дружина
засмеет». Один очень, вообще-то, неглупый историк умудрился написать по этому
поводу вот что: «Для хищнической дружины, стремившейся к грабежам, убийствам и
грубым чувственным удовольствиям, круг христианский с его любовью, кротостью и
воздержанием должен был возбуждать смех и презрение». Как в таких случаях
говорится – «не тем будь помянут», оттого я и не называю имени историка. Про
«хищническую дружину» мы уже говорили. Но «христианский круг»-то русы, в
отличие, видимо, от этого историка, не по романам слезоточивым о первых
христианах знали! Вспомните, что мы знаем про Византию. Не правда ли, как
прекрасна любовь дяди Константина Багрянородного к родному племяннику, сыновей
Романа Лакапина – к отцу! Какой кротостью веет от медного быка Феодосия
Великого, в котором заживо сжигали людей, от ипподрома, окропленного кровью
десятков тысяч православных христиан, погибших от рук палачей-единоверцев!
Сколько воздержания в богохульных эскападах цесаря Михаила и его «патриарха»
Грилла, в императоре Романе II и его кабацкой возлюбленной, вознесшейся с
панели на престол! Дела «христианского круга» Византии не могли вызывать – и не
вызывали - у самых небрезгливых язычников ничего, кроме омерзения, а в
сочетании с беспримерным лицемерием слов «любви, кротости и воздержания» и
впрямь «возбуждали смех и презрение»! К тому же отречься от веры предков для
князя-воина было самым мерзким из человеческих деяний – изменой: «Как я захочу
ин закон принять?!».
Очень интересно, как показали чуждость сына матери художники
Радзивииовской летописи. На ее миниатюрах на голове Святослава в сцене беседы с
матерью о вере и оплакивания умершей Ольги – тюрбан. Для века создания
Радзивилловской летописи – символ «поганого», нехристя. В таком же тюрбане она
изображает князя-колдуна, оборотня, Всеслава Брячиславича Полоцкого. Тюрбан –
еще куда ни шло. В те же века северный летописец изобразит убийц конунга Олафа,
крестителя Норвегии, то есть своих же, норвежских язычников, со смуглыми,
горбоносыми лицами «сарацинов». Лукавая азиатская религия рядила в «азиатов»
тех, кто защищал от нее Европу. Заставляла видеть в палестинских пророках –
своих, а в собственных предках – чужаков-инородцев. Но и в этой лжи есть доля
правды – преграды между членами одной семьи, возведенные новой верой, были так
же неодолимы, как расстояние между Западом и Востоком, коим, как известно, «не
сойтись никогда».
Перепуганная, лишившаяся последних надежд Ольга, очевидно, совсем
потеряла голову. Иначе трудно объяснить то что она – иного слова не подберешь –
вытворила в 959 году. На сей раз ее послы появились при дворе другого
христианского владыки – кайзера Священной Римской империи германской нации
Оттона I.
Послы «Елены, королевы ругов» – ругами, по старой памяти, называли
варягов-русь на Западе, - просили «епископа и священников», наставления в
истинной христианской вере. По тем временам подобная просьба означала признание
себя вассалом, данником, по-русски – подручником того, кого просишь.
Чтобы понять, как могли встретить на Руси весть о таких переговорах
княгини, надо остановиться и повнимательнее приглядеться к тому, что из себя
представляла столь пышно именуемая империя, в особенности – в отношении славян.
Во времена Ольги уже век как христианским попам и
рахдонитам-работорговцам удалось развернуть при Карле-Давиде Великом… почему
историки так охотно раздают титулы Великих палачам и разрушителям? Константин,
Феодосий, Петр… так вот, удалось развернуть на Восток восьмивековой натиск
тевтонов на юго-запад. Так началась трагическая взаимоистребительная война
братских народов, тевтонов и славян, длившаяся тысячу лет. Печально знаменитый
Drang nach Osten, ставивший след бесчисленных могил, стертых с лица земли
городов и племен, и главное – взаимной неприязни, вражды былых братьев.
Послушайте, что пишут о землях, лежащих на Востоке, христианские
монахи Герборд и Эбон:
«Изобилие рыбы в море, реках, озерах и прудах настолько велико, что
кажется прямо невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих
сельдей, которые настолько хороши, что если бы мы стали рассказывать об их
запахе и толщине, то рисковали бы быть обвиненными в чревоугодии. По всей
стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей и кабанов, и разной
другой дичи. В избытке имеются коровье масло, овечье молоко, баранье и козье
сало, мед, пшеница, конопля, мак, всякого рода овощи и фрукты, и будь там еще
|
|