|
плохие или хорошие образцы той или иной человеческой породы. Даже вежливость,
ставшая для нас синонимом «воспитанности», то есть качества целиком
благоприобретенного, в былинные времена таковою не считалась. «У Добрынюшки
вежество рожоное, рожоное и ученое» – говорится в целом ряде былин про второго
по значению богатыря. Вежливость-«вежество», как видим, представлялась в первую
очередь связанной с происхождением. «Невежество», таким образом, порождало
вполне определенные подозрения:
Ты невежа, ты невежа,
Неотецкий сын…
В былинах говорится, что разные общественные слои – «роды» старались
не вступать в брачные связи друг с другом. В одном из вариантов былины про
Добрыню и Змея спасенная от чудовища княжна предлагает освободителю свою руку и
сердце, но слышит в ответ:
Вы есть нынче роду княженетского,
Я есть роду крестьянского,
Нас нельзя назвать же другом да любимыим.
Тут наши, поголовно пораженные, по удачному выражению О. Носкова,
народобесием исследователи намертво вцепились в «трудовое происхождение»
богатыря, не замечая единственно ценного в этих строках – брак представителей
разных слоев общества крайне нежелателен в глазах былины. Что до Добрыни, то в
абсолютном большинстве сюжетов он четко и однозначно определен, как
потомственный воин.
Общественные слои, происходящие из тела Божества; с принадлежностью,
определяемой происхождением; не смешивающиеся друг с другом…
Да это же касты!
Читатель, вы, пожалуй, усомнитесь – не хватил ли я лишнего? Касты –
на севере Европы? Касты – у славян? Данные о славянах, точнее – русах, я вам
только что предоставил. Судите сами. А вот пример самых настоящих каст в
языческой Европе, у соседей славян саксов. Слово хронисту IX века, Рудольфу:
«Народ этот состоит из четырех категорий людей: благородных, свободных,
отпущенников и сервов. По установлениям закона, никому из этих четырех сословий
не дано разрушить границы между ними путем бракосочетаний, но благородные
должны сочетаться с благородными, свободные – со свободными, отпущенники – с
отпущенницами, а рабы – со служанками. Если кто-нибудь из них возьмет жену из
другого сословия, он должен искупить свой проступок ценой жизни». Как видите,
ничего в принципе невозможного в существовании в языческой Европе эпохи
викингов каст нет. А все источники единодушно свидетельствуют – у русов
касты-«роды» существовали.
3. Христиане языческой Руси.
Из недоброй земли по рекам приплыла
Чудо-рыба, охотник по души людей…
Велеслав. «Моление Перуну».
Одна из любопытнейших и мало исследованных тем – христианство на Руси до
ее крещения сыном нашего героя. Свидетельства по этому поводу приводятся самые
разные, высказываются самые разные и противоречивые мнения. Иные начинают с
апостола Андрея Первозванного, в чем, не мудрствуя лукаво, следуют летописи.
Напомню тем, кто не читал летописного предания или читал давно и забыл. Андрей,
по преданию этому, направился из Синопа в Рим. Путь он избрал, однако, мягко
говоря, странный. Поднялся по Днепру, вышел на горах, где позднее воздвигнется
Киев, благословил их, установил крест и возвестил, что на этом месте возникнет,
мол, украшенный многими церквями град.
Потом он пришел вверх по Днепру, и неведомым образом – нигде не говорится
о волоках, Шелони, Ильмене – попал к словенам, «где ныне стоит Новгород», где
палестинского странника сильно изумило обыкновение словен париться в банях,
хлеща друг дружку вениками, да еще и обливаться потом холодной водой. Затем
апостол пришел в Варяги, а оттуда – сразу в Рим. Нельзя не удивиться
диковинному маршруту. Вот уж, как в памятной песенке из детского кинофильма:
«Ходы кривые роет подземный мудрый крот. Нормальные герои всегда идут в обход»!
Впрочем, не будем иронизировать ни над летописцем, ни над церковными авторами,
кое-кто из которых в понятном и простительном азарте писал еще в ХХ веке, что
Андрей-де проповедовал в Киеве и в Новгороде. В предании как раз ничего такого
нет – апостол всего лишь побывал на, по-видимому, безлюдных горах, где только
предстояло встать Киеву и в земле словен, где, опять-таки, лишь во времена
летописца красовался Господин Великий Новгород. Да и сам маршрут Андрея не так
невероятен и нелеп, как кажется… но об этом – позднее. Итак, как видим, даже
если отнестись к этому преданию со всей серьезностью, из него нельзя заключить,
что русское христианство началось с Андрея – ну разве что в мистическом смысле.
В предании ведь ни слова не говориться, чтобы апостол на своем странном пути
кого-то крестил или хотя бы проповедовал.
Нельзя умолчать и о том, что подавляющее большинство историков не желает
ничего слышать даже о самом визите апостола к словенам и варягам. По их мнению,
это всего лишь выдумка средневековых русских церковников с целью возвести
русское христианство аж к Первозванному – то есть первому ученику самого Христа.
Что и говорить, в Средние века именно такое значение преданию и придавали.
Иван Грозный, например, писал, что Русь приняла христианство раньше греков – от
самого апостола Андрея. Но, смиренно спросим мы, если она и сочинялась с этой
целью, отчего автор не присочинил и про проповедь апостола в посещенной им
|
|