|
обществе же земледельцев гораздо больше детей, неспособных перенести испытания
инициации, стало доживать до них. Так появились и умножились первые рабы. При
чем же тут пленные? А вот при чем. Мы уже говорили, что гибель в бою считалась
благой. Тот же, кто не принимал ее, в страхе бросал оружие, просил пощады – тот
как бы показывал, что не полноценен, как взрослый, прошедший инициацию общинник.
Он показывал, что он на самом-то деле не готовый к полноправной жизни взрослый
ребенок, и просил его по-щадить, то есть признать чадом, ребенком, усыновить.
Впоследствии он мог, пройдя обряд заново, снова вступить в круг взрослых, как
равный – в новой общине, или в той, в которой родился. Об этом свидетельствует
византиец Маврикий Стратег: «находящихся у них в плену славяне не держат в
рабстве, как прочие племена, но, ограничивая срок рабства определенным временем,
предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси
или остаться там, где они находятся, на положении свободных и друзей». Об
обряде Маврикий не упоминает, да оно и понятно - рассказывавшие ему про это
византийские солдаты, выкупившиеся на свободу, меньше всего хотели сообщать
соотечественникам, что в плену предавались языческим обрядам. Что до
«определенного срока», то он, безусловно, включал какое-то время работы
новоявленного «ребенка» на дворе своего приемного «отца»-славянина.
Вот каково, сверху донизу, от жрецов до рабов, общество русов и
славян времен моего героя. В целом же оно представлялось единым организмом.
Более того, его слои, по вере язычников, возникли из различных частей Жертвы
Рода:
Оттого у нас в земле цари пошли -
От святой главы от Адамовой,
Оттого зачались князья-бояре –
От святых мощей (зд. – плеч –Л. П.) от Адамовых,
Оттого крестьяне православные –
От свята колена от Адамова.
Это снова из Голубиной книги. Она известна нам по поздним, XVII-XVIII
веков записям, где древнего Рода заменяет то Христос, то Адам. Но первое
упоминание о ней мы встречаем в житии Авраамия Смоленского, причем главного
героя жития за знакомство с ней собираются отлучить от церкви. Как видно, в те
времена языческая природа этого стиха была очевидна. Представление же об
обществе, как едином теле, промелькнуло в летописи под 1015 годом: “согрешиша
от главы и до ногу, еже есть от цесаря до простых людин”. Представление об
обществе-теле имело две стороны. Во-первых, оно исключало “классовую вражду”,
столь любимую марксистами. Помните, мы говорили об невероятном терпении
индийских крестьян; в Индии, и только в ней, существовал точно такой же миф.
Там три варны дваждырожденных, прошедших инициацию – брахманы-волхвы,
раджанья-воины и вайшью-общинники – вместе с холопами-шудрами, родились из уст,
рук, бедер и ступней Первочеловека-Пуруши. И самый нищий индийский крестьянин,
выходя из тростниковой хижины в набедренной повязке к неизменным своим рисовым
соткам, знал, видя вдалеке сияющую золотом процессию магараджи – он и магараджа
части одного тела. Как же может нога бунтовать против руки или головы? С другой
стороны, это предполагало окончательность и бесповоротность социальных различий.
Ноге не стать головой, ни сдав экзамены, ни постригшись в монахи. Голова
заботится о ноге, конечно, но советоваться с нею? Это только сейчас про иных
людей, в чьем организме бесповоротно победила демократия, говорят, что он, мол,
делает, как левая пятка захочет; но даже сейчас это говорят без особого
одобрения.
Правда, в дружинах проходили обучение воинскому делу молодые парни из
сельских общин. Такие, пройдя инициацию, могли и в дружину попасть, но это было
редкостью. У нас любят поминать, что, мол, простой крестьянин Илья Муромец стал
во главе богатырской дружины. Но давно уже доказано, что мотив крестьянского
происхождения Ильи – довольно поздний. В записанных в ХI веке ломбардских
поэмах и уже упоминавшейся «Тидрек саге» могучий богатырь «Илья Русский»,
служащий «конунгу Вальдемару» и очень похожий на любимца наших былин – отнюдь
не простолюдин. Он родич князя, а одна из ломбардских поэм, не обинуясь,
называет его "король Илья". Да и в наших былинах сына Ильи зовут «Збут Борис
королевич». Скорее всего, это уже в позднемосковское время, незадолго до Петра,
фантазия народных сказителей сделала любимого героя «своим».
Между прочим, в романах о рыцарях Круглого Стола сэр Тор по
происхождению – простой пастух. Ну и что? Следует ли из этого какая-нибудь
особенная демократичность рыцарского эпоса или Средневековой Европы?
Но даже если Илья и был изначально сыном простого пахаря, он в
богатыри попал, благодаря волшебной силе странников – калик перехожих. А без
чудес – как определялось положение, или, учено говоря, социальный статус на
Руси? И тут нам приходят на помощь былины. В них постоянно говорится о «роде
поповском», «роде боярском», «роде крестьянском». То есть положение в первую
очередь определялось происхождением. Но ведь и в летописях князем может быть
только человек «княжьего рода», а любой другой, даже боярин, сколько не тужься,
в князи не выбьется. И так обстояло дело не только с князьями. В житии
Феодосия Печерского говорится, что, когда будущий святой, сын княжьего
служилого человека, одного из тех самых, воспетых «Словом о полку…» «курян -
сведомых кметей», порывался заниматься постыдным для ратного человека сельским
трудом (тот же Муромец после вступления на богатырскую стезю и не прикасается,
скажем, к плугу), сородичи пеняют Феодосию: «Укоризну творишь себе и роду
своему». То есть и здесь общественное положение – не личное, а родовое.
А как же личные качества, спросите меня вы, читатель. Отвечу – были
времена, когда личных качеств в привычном нам смысле просто не было. Были
|
|