|
оружие общинным ополченцам. Идеалом их было «рыскать волками в поле, ища себе
чести, а князю славы». Цену эти бойцы себе знали хорошо. А цена была вот какова
– в 1071 году под Белоозером киевский воевода Янь Вышатич пошел на три сотни
приверженцев волхвов с двенадцатью отроками – младшими дружинниками – и победил.
Цена, стало быть, двадцать пять общинников против одного отрока. Поэтому
дружинники легко переходили от князя к князю и еще легче – от города к городу.
Отражено это в летописях, отражено это и в былинах – помните, как обиженные
князем богатыри покидают Киев и не желают защищать его от Калина-царя? Но было
в них и жреческое начало. Побежденный в бою рассматривался, как жертва Богам
Войны, и с телом его поступали соответственно. В былинах Илья Муромец и Алеша
Попович обходятся с побежденным врагом – Жидовином, Идолищем, Соловьем,
Тугарином – так же, как обращались с жертвенными животными – рассекают тела на
части, а голову надевают на копье или кол. Это – подобие того, как мир когда-то
создавался из частей жертвы Рода, причем голова стала небом, поэтому ее, словно
на мировой оси, на мировом древе, поднимают вверх на древке копья. Точно также
поступили ободриты с Иоанном, епископом Мекленбурга в 1066 году, а
поляки-язычники со святым Войтехом. Поэтому и возникло представление о благом
посмертии воина, погибшего в бою, ибо смерть в бою приравнивалась к смерти на
алтаре и прямо вводила погибшего воина в мир Богов. Впрочем, обширное
исследование нравов и быта дружины еще впереди.
Здесь следует заметить другое – дружинники не имели никакой
недвижимой собственности. Так же, впрочем, как и князья. Общество
русов-язычников не было феодальным, не было оно феодальным и много лет после
крещения – это окончательно доказал в своих трудах И. Я. Фроянов. Впрочем, в
азарте отстаивания своей позиции Игорь Яковлевич частенько увлекался, безмерно
преувеличивая степень равенства и демократии на Руси. Неравенство, конечно,
было, но оно имело не социально-экономические, а сакральные основы. Впрочем, об
этом поговорим, подводя итоги. Пока же заметим – собственность на землю у русов
и славян была исключительно общинной, мирской. Общины на своих собраниях-вече
могли приглашать к себе того или иного князя с дружиной. Вече не было властью
само по себе, оно редко творило суд, принимало законы. Но оно могло решить, кто
будет этим заниматься. Могло выгнать неугодного князя и позвать нового.
Свободные простолюдины на Руси Х века жили достаточно богато. Возможно, именно
тогда сложилась пословица: «На Руси от голода никто не умирал». В погребениях
простых общинников того времени часто находят серебряные и золотые вещи. Ибн
Фадлан говорит, что купцы с состоянием во многие десятки тысяч серебряных
дирхемов не были на Руси редкостью. Общинники давали своему князю
прокорм-полюдье, как бы принимая по очереди в гостях его со всею дружиной.
Другим источником доходов князя с дружиной, кроме военной и охотничьей добычи,
были «виры» - штрафы, которыми облагались различные, подпадающие под суд князя
проступки. Хотя большинство споров и несогласий, конечно, решалось внутри
мира-общины и на княжеский суд выплывали то, что случалось между
представителями разных общин.
Кроме общинников – совладельцев земельных угодий, купцов, владеющих
лавками – торговые ряды стояли в Ладоге еще во времена Рюрика, были еще и рабы.
Наше представление об этих людях сильно испорчено штампами из советских
учебников. Рабы в таком смысле, эти «говорящие орудия», появились только в
античной, средиземноморской цивилизации, и то на ее закате. На Севере все было
по другому. Восточные авторы отмечают, что «русы к рабам относятся хорошо», а
лингвисты указывают, что рабов в русском языке обозначали слова однокоренные с
теми, которыми называли детей. Вроде бы рабы – это вечные дети. Да, за них все
решает «взрослый»-хозяин, он может обойтись с ними очень сурово. Но и он обязан
заботиться о них, и отвечать за них перед законом. Кстати, сообщения о жестоком
обращении с рабами, как и об убийстве рабами, доведенными до отчаяния, своих
господ, в летописях связаны в основном с христианским духовенством. Именно оно
принесло из Византии, Восточно-римской империи чуждое славянам отношение к рабу.
Епископ Ростовский, Федор, прославился зверским отношением к рабам, пытками и
членовредительскими наказаниями. Архиепископ Новгородский Лука Жидята отрубил
своему холопу Дудике обе руки и нос. Его преемника, Стефана задушили
собственные холопы. А преподобный Варлаам Хутынский в дарственной монастырю
перечисляет столько-то голов скота, и столько-то челяди. У их
современников-мирян, не говоря уж про предков-язычников, ничего подобного не
встретишь. Они обращались с рабами не более жестоко, чем в те времена, причем
не только на Руси, обращались с детьми.
Могут спросить – отчего же эти взрослые люди считались детьми? И как же
тогда в рабы попадали пленные? Здесь придется коснуться очень важной для
языческого общества темы – инициации или обрядов посвящения. Дело в том, что
для язычника не количество лет определяло вопрос – взрослый человек или нет.
Чтобы быть участвовать в обряде – а обрядом ведь была и свадьба, и война, и
управление хозяйством – человек должен был пройти долгий, трудный, зачастую –
мучительный и опасный обряд инициации. У русских следы этого обряда обнаружил В.
Я. Пропп и описал их в своем труде «Исторические корни волшебной сказки». То
была не формальность, подобно сегодняшним «посвящениям в студенты» или тому
подобным развлечениям. Человек должен был стоически перетерпеть множество мук и
опасностей, а в конце – умереть тяжелой, мучительной смертью – и воскреснуть
новым человеком, взрослым, полноправным общинником. Если человек не выдерживал
мучений, он оставался вечным ребенком общины, неполноценным существом. Холопом,
челядином, чадью, робей, робом, рабом. В суровые времена палеолита, породившие
этот обряд, до него не доживали слабосильные дети. Холод, голод, болезни,
хищники уносили из жизни подавляющее большинство задолго до посвящения. В
|
|