|
все-таки – как у галлов?
На кого больше похожи русы – на народ, у которого никогда не было
жрецов, или на народ, у которого их истребили? Решайте, читатель, сами, а я
покуда перейду к источникам. Вот что сообщает персидское анонимное сочинение
«Пределы мира» в начале IX века про русов: «Знахари у них в почете». А Ибн
Русте развивает это лаконичное наблюдение: «Есть у них (русов – Л. П.) знахари,
из которых иные повелевают царем, как будто бы они их, русов, начальники.
Случается, что они приказывают принести жертву Творцу их тем, чем они пожелают:
женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их
приказания никак невозможно… (Знахарь) говорит, что так угодно Богу». А вот
Гельмольд пишет про ругов с Рюгена: «Король же находится у них в меньшем по
сравнению со жрецам почете. Ибо тот тщательно разведывает ответы Божества и
толкует узнаваемое в гаданиях». Про жрецов ободритов он пишет: «Когда жрец, по
указанию гаданий, объявляет праздники в честь Богов, собираются мужчины и
женщины с детьми и приносят жертвы свои волами и овцами, а многие – и людьми».
Не правда ли, Гельмольд словно пересказывает на свой лад то, что Ибн Русте
пишет про русов! Но так же поступали в XI веке варягорусские волхвы в Ростове и
Белоозере. они выбирали людей, женщин из знатных семейств, для жертвоприношений,
и никто им не противился, напротив, знать сама приводила к ним жен и дочерей
для этого выбора! Когда в Новгороде, сто лет спустя после Крещения, объявился
волхв, «творяше ся аки Бог», почти весь город пошел за ним – это буйный-то, всю
свою историю от Гостомысла до Марфы Посадницы проспоривший сам с собою
Новгород! А ведь в варяжском Волегоще жрец Яровита говорил в первом лице от
имени своего Бога – вот оно, «творяше ся аки Бог»! И оба раза против волхвов
решились выступить только пришлые, крещеные воевода и князь с лесостепного Юга,
со своими дружинами. В языческие времена, как мы можем судить по примеру
Вещего Олега, и сам великий князь не смел пренебрегать словами волхвов. Впрочем,
про одного волхва еще и полтысячи лет спустя люди, наверняка считавшие себя
христианами, рассказывали, что он «в Боги сел». Сказание же о построении града
Ярославля гласит, что на его месте было святилище Волоса, где поддерживал
неугасимый огонь и приносил жертвы волхв. На первый выгон скота он закалывал
тельца и телку, в обычное время клал жертвы лесными зверями, а в тяжелые дни –
людьми. Волхв гадал по дыму жертв, и его слова принимались паствой, как речь
самого Волоса. И это вновь кажется цитатой толи из латинских авторов,
описывающих быт поморских славян-варягов, толи из арабов, описывающих жизнь
русов.
Заметим, что у скандинавов, как мы говорили, жрецов не было. Вообще.
Были просто колдуны, но ни малейшим почетом они не пользовались. Наоборот,
языческие конунги преследовали их, колдуны собирались на свои радения тайно.
Заниматься ворожбой-зейдом для мужчины считалось величайшим позором. Юмор же
ситуации в том, что иные ученые, даже столь почтенный автор, как Нидерле,
умудрились написать, что поморские славяне-де заимствовали жрецов… у
скандинавов! Да, а еще они ходили в плащах из лягушачьей шерсти и собирали с
березок яблоки…веселые люди историки.
Главенство жрецов в славянском обществе заметно даже по археологии.
Русанова и Тимощук в своей книге пишут, что в славянских землях была
распространена система, при которой в центре каждой группы селений находится
возвышение с вершиной, окруженном чисто символическим, не способным быть
реальной защитой валом. На окруженном валом пространстве нет так называемого
«культурного слоя», то есть следов постоянного проживания сколь-нибудь большой
группы людей. Зато там есть следы непрерывно поддерживаемого огня – одного или
нескольких, стоявшего в центре «столба» – у Иванковиц этот «столб» –каменный,
четырехгранный, с личинами, смотрящими в разные стороны света, даже сохранился.
Там же найдены еще два кумира. Иногда там же находят следы жертв – зерном,
хлебом, животными, а с Х века все чаще – людьми. И неудивительно – в эти века
мир язычников не просто старел – он рушился, погибал, и его пытались спасти
самыми крайними средствами. Иногда рядом со святилищами находят небольшие
одинокие домики со следами постоянной, но аскетически-строгой жизни – жилища
«повелевавших царями» жрецов.
Любопытно, что подобная система – со святилищем в центре гнезда
поселений – появляется сперва, в VI-VII веках у балтийских славян, а уже потом,
в VII-VIII, проникает в Восточную Европу и овладевает ею. Лишнее доказательство
единства славянской религии и общеславянского значения Варяжского поморья, как
ее центра.
Даже глава следующего по почету и влиянию слоя – воинско-дружинного –
князь выглядит как представитель жречества. Слово «кнез» в западнославянских
языках обозначает жреца. В польском князь – «ксенж», а священник – «ксендз».
Кстати, знаменитое «чернокнижник» – заимствование из Западнославянских наречий,
к легендарной «Черной Книге» отношения не имеет, а означает «черного жреца»,
жреца Черного бога.
Дружины тоже составляли особенный, еще толком не исследованный мир,
со своей, почти рыцарской этикой, со своим эпосом, легшим в основу позднейших
«Слова о полку Игореве» и былин. Именно в дружинной среде было принято
отпускать чубы на бритых черепах и татуировать руки. Кое-что о быте и нравах
дружины я расскажу позже, когда буду говорить о воспитании нашего героя. Это
были прирожденные и зачастую – потомственные бойцы, как правило – конники, в
кольчугах и островерхих шлемах. Их объединяло боевое и обрядовое братство
воинов-волков, воинов-туров. Они и без доспехов могли, одержимые «буестью» –
духом Зверя-покровителя, кинуться на вражью рать, крестя мечами направо и
налево. Редко пользовались топорами и луками в бою, предоставляя охотничье
|
|