|
Мукаддаси о стотысячном населении острова, добавляет, что остров имеет размеры
три дня пути и вдоль, и поперек. Глава русов, по сообщениям Ибн Русте и Гардизи,
носит титул «хакан-рус». Как мы говорили, хакан – титул императорский. Более
того, на востоке этим словом обозначали царя-жреца, священного владыку. Все
арабы отмечают поражавшее даже их, людей Востока, гостеприимство русов,
обитателей острова
Итак, славянский народ, живущий к северу от поляков, к западу от
прусов, на сравнительно небольшом, но густо заселенном («сто тысяч человек» на
острове в «три дня пути в длину и ширину»!), невзирая на леса и болота, острове.
Народ этот не занимается земледелием или скотоводством, но промышляет сбором
дани, торговлей и военными набегами.
Исследователи много раз пытались установить месторасположение
загадочного острова русов. Однако известен реальный остров, обладающий всеми
свойствами описанной арабами родины русов. Он невелик – что-то около трех дней
пути и с юга на север, и с востока на запад. Он был когда-то покрыт лесами и
болотами. Ключевым признаком можно счесть отсутствие на острове земледелия и в
то же время множество жителей. Такая плотность населения вовсе нехарактерна
для, скажем, Скандинавии или северной Руси. Собственно, Скандинавия при поисках
острова русов должна исключаться хотя бы по размерам, четко определяемым
арабскими авторами. Его население «все Поморье славянское облагало данью, а
сами никому дани не платили». Они, по словам Гельмольда, «пренебрегая всеми
выгодами хлебопашества, всегда были готовы к морским походам, надеясь на свои
корабли, как на единственное средство к обогащению». Их правитель, по мнению
Гельмольда, единственный из всех славянских правителей носит титул короля.
Вспомним, что королем с первых же дней западные авторы величают правителя русов.
Гильфердинг, комментируя описание Гельмольдом и другими немецкими авторами,
говорит о священном характере его власти. «Он, - пишет российский ученый. –
Может, даже и не назывался князем, а носил высший титул». Уж не титул ли
Кагана? Славянская традиция не знает титула выше. Именно каганами звали великих
князей Киевских и Черниговских от Игоря до Святослава Ярославича, а может быть,
и до его сына Олега. Я далеко еще не перечислил всех параллелей между
описаниями западными авторами этого острова и описаниями арабами «острова
русов». Но уже кажется, что цитируется не просто описания одного и того же
острова, нет – просто разные пересказы одного и того же описания.
Этот остров – остров Рюген. Племя, обитавшее на нем, звалось издревле
ругами. И ругами же средневековые германские документы постоянно называют
киевских русов! Напротив, житие Оттона Бамбергского называет жителей Рюгена
rutheni - русины! Остров Рюген – по-славянски Руян – был главной святыней
западных славян. Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехглавому
кумира Святовита, шли пилигримы из далекой, уже два века вроде бы христианской
Чехии. Впрочем, популярность четырехликого кумира не исчерпывалась западными
славянами – каменные кумиры о четырех лицах, смотрящих на все стороны света,
обнаружены на Украине – один в селе Иванковицы, другой (это, пожалуй, самый
знаменитый славянский кумир) – в реке Збруч. Бронзовый кумир Святовита найден в
Рязани, в слоях, опаленных батыевым пожаром. И даже в столице православной
Болгарии, в Преславе, найден маленький костяной кумирчик, озирающий стороны
света своими четырьмя ликами. Предполагают, что остров Буян, знакомый всем по
пушкинской сказке, и пришедший в нее из заговоров, где он – местопребывание
Христа, богородицы, святых, сменивших в заклятьях православных ворожей древних
Богов – и есть Руян, Рюген. К нему, к его святыням, к храмам многоликих Богов в
Арконе, Ругарде и Коренице, взывали неграмотные старухи-знахарки, сами не зная
того. Здесь было средоточие всей веры, всего упования языческого славянства. И
не только славянства – датский король Свейн жертвовал добычу в храм Арконы, а в
самих храмах, кумирах и ритуалах ученые видят много общего с религией кельтов.
Седая же древность спит на берегах Рюгена – она помнит друидов, уничтоженных
Цезарем!
До какой степени доходило почтение славян к правителю священного
острова, показывает Саксон Грамматик. Он поведал о случае, происшедшем во время
одного из набегов ругов-русинов на соседей. Князь ругов, Яромир, напал на двоих
воинов другого славянского племени. Сразил одного, но копье застряло в теле.
Тут подскочил другой, замахнулся – и вдруг узнал правителя ругов. Вражеский
воин бросил оружие и рухнул ниц.
Вот он, священный «хакан-рус»!
Очень показателен такой случай. Арабские авторы рассказывают о том,
как «язычники, называемые русью» напали на Севилью в 844 году. Долгое время это
сообщение было любимой игрушкой норманистов. Конечно, на Севилью напали
норманны, «кто же еще?». Ох, как служило норманнизму замалчивание вендской
цивилизации воинов-мореходов…
А потом, в семидесятые годы прошлого, ХХ века, археологи из ГДР нашли в
городе Ральсвик на острове Рюген клад - свыше 2000 арабских монет. «Он
относится к наиболее крупным и ранним кладам арабского серебра на Балтике»,
пишет Й. Херрман, немецкий археолог. Младшая из монет клада датируется 842
годом. Наряду с привычным серебром Востока в кладе лежали монеты арабской
Испании. Вот куда привезли их «язычники, называемые русью».
Так чье же имя глушило на улицах горящей Севильи отчаянные призывания
«Аллаха, Всемилостивейшего, Всемилосердного»? Одина? Или все-таки Святовита?
В том же Ральсвике найдено немало вещей из Восточной Европы – обломок
пермского браслета, финские серебряные застежки. Какой народ в IХ веке ходил
набегами и на чудь, и на Севилью? Арабские авторы называют этот народ русами. А
Ральсвикские клады показывают расположение этого народа, его до сих пор
|
|