|
Но и этого достаточно. Народ, доплывший от Пенемюнде до Голландии и
Англии, безусловно, мог ходить набегами на внутренние берега Балтийского моря,
а то и облагать их данью. Подтверждает факт славянского присутствия в
скандинавских землях и археология, причем именно там, где говорит о нем «Тидрек
сага». Необязательно все они принадлежат лютичам. Как самые свирепые пираты,
славились в еще помнившей викингов Балтике XI века вагры—ободриты (последние
отличились и на суше – в 1010 году князь Местивой предпринял конный поход… в
северную Италию) и руги с острова Рюген. Об этих последних подробный рассказ
впереди. Вагры же постоянно терзали скандинавские земли набегами, превратив их
в род спорта. Грозные датские викинги, обложившие англичан вошедшей в поговорку
данью, штурмовавшие Париж, соседям-варягам ни малейшего страха или хотя бы
почтения не внушали. В IХ веке датские короли попытались огородить свой
полуостров огромной стеной, так называемым Славянским валом. Помогло лишь
отчасти. Варяги на десятках легких судов проникали в многочисленные проливы
между Датскими островами и, возникая ниоткуда, обрушивались на города и селения.
Более того, они стали сами селиться на них. Кольцевые укрепления на острове
Лоланд считаются славянскими, как и крепость близ Соре в центре Зеландии, где
найдена очень архаичная славянская керамика. Абсолютное большинство датских
кладов содержит славянские вещи и даже зарыто в славянской посуде. Сохранилось
множество славянских названий: Крамнице, Корзелице, Тиллице и Биннице (вот оно,
новгородско-ободритское «цоканье». А названия очень похожи на новгородские
Зимятицы, Глобицы, Гостилицы).
Несколько славянских колоний обнаружено на Сконе и на острове Эланд у
берегов Швеции. О стоявших там славянских дружинах говорит Саксон Грамматик,
«Сага о Книтлингах» и археология. Крепость Экеторп на Эланде – типичное
ободритское кольцевое укрепление. Здесь следует заметить, что большинство
названий крепостей – позднейшие, данные уже руинам местными жителями.
Особенно же сильные следы славянского присутствия мы находим в
Средней Швеции. Связи с южным берегом Балтики заметны уже в блестящей культуре,
угасшей до начала походов на Запад, и получившей название Вендельской(!).
Наряду с явно скандинавскими сюжетами и героями, в вендельском искусстве часто
мелькают фигуры, более уместные для славянской Прибалтики. Воины в шлемах,
увенчанных изображением птицы (как у кумира Сварожича в Радигоще, главной
святыне лютичей). Лица мужчин с остриженными волосами и выбритыми подбородками.
Бьющиеся в сече всадники (в Скандинавии еще полтысячи лет спустя воин,
сражающийся верхом, выглядел дико и внушал землякам суеверный ужас. Не зря
Святовит, как верили славяне, верхом на белом коне бьется с врагами, а Один на
знаменитом Слейпнире только ездит). По сагам заметно, что жителей округи
Вендель, где находился центр этой культуры, прочие шведы считали за чужаков, и
честили «вендельскими воронами». Бирка, знаменитый торг эпохи викингов, тоже
давала приют огромной славянской колонии. Это заметно по керамике, по
погребениям, в том числе женским, с юбками поморской отделки и вышитыми
славянскими рубахами, со славянскими лунницами, колтами и височными кольцами.
Саги, кстати, Бирку не упоминают вообще – как Русь до Владимира, как почти не
упоминают южный берег Балтики времен викингов. И возможно, Людовик
Благочестивый совсем не зря принял послов «народа Рос» именно за «свеонов».
Впрочем, словом «Свеоны» с тем же успехом могли обозначать народец свенян
у Волына и Узедома. Или, что еще более вероятно, «свеоны» – просто подцепленное
у Тацита обозначение жителей островов на Балтийском море, которым ученый
монах-летописец – а вовсе не Людовик – обозначил вендов? Называли же ромеи
русов то скифами, то таврами. Тогда понятна и настороженная реакция Людовика.
Если шведы до берегов Франкской державы просто не доплывали, (там больше
разбойничали норвежские и датские викинги), то венды были опасными врагами. Не
зря не шведам, не норманнам, а именно вендам император Карл запретил продавать
мечи еще в 805 году.
Итак, археология согласна с «Тидрек Сагой». Во всех перечисленных ею
краях заметно сильное славянское присутствие, часто еще предвикингских времен.
В эпоху викингов славянское присутствие на Балтике не стало менее ощутимым.
Отнюдь. Матвей Парижский среди народов, обрушившихся в IX веке с севера на
берега Франции, упоминает «вандалов». Средневековые книжники именовали
вандалами именно вендов-славян. Адам Бременский между скандинавскими народами
называет sklavi – славян. Знаменитые «лагеря викингов» – Аггерсборг, Треллеборг,
Фюркат – выстроены по плану славянских укреплений Средней Европы, и в них
находят славянскую керамику. В Треллеборге она даже преобладает. М. П. Погодин
собрал внушительную выборку из средневековых авторов, позволяющую считать, что
доля вендов в терзавших Западную Европу ватагах была весьма и весьма ощутима –
до половины и более. И лишь наша привычка заставляет видеть в ватагах викингов
исключительно природных скандинавов. Что до материальной культуры – мы в эту
эпоху не можем уверенно судить о том, кто сделал ту или иную вещь. В Венделе, у
колыбели скандинавского ремесла, стояли пришельцы с юга Балтики. Затем уже
ремесло шведов и датчан оказывало влияние на вендов. Различия шли на уровне
этнографических тонкостей, зачастую не оставлявших археологических следов
(прическа, татуировки вендов и русов и отсутствие таковых у норманнов).
Разумеется, венды не ограничивались западным направлением походов. Мы
уже говорили об их первенстве в торговле на Волжском пути, что не могло бы быть
достигнуто без проникновения на Восток. И в самом деле, в устье Двины
«Ливонские хроники» до XIII века знают народ вендов. Венды передали местным
племенам ливов и латьгалов свои имена (Дабрела, Русин), и некоторые обычаи. Так,
в тех же хрониках ливы гадают о жертвоприношении, водя священного коня Бога
через скрещенные копья и, глядя, левой или правой ногой он через них переступит.
|
|