|
ерийцами и скифами, заселявшими степи Южной
России в раннем железном веке. Якобы встретились два раз:е:ых
и чужих друг другу народа, один из них вытеснил другой, и ...
история началась заново.
Однако, если обратиться к подлинным историческим памятникам,
можно убедиться, что скифы были известны окружаю-
* Это результат общего происхождени.я сыновних этносов ариев-индоевропейцев,
вычленившихс.я из единого суперэтноса и хран.ящих его
этнокультурно-.языковые традиции_ Подробнее о суперэтносе русов, его
генезисе, происхождении бореалов, ариев-индоевропейцев - в монографии
Ю.Д. Петухова .Истори.я Русов. ДревнеЙша.я эпоха_. М., 1998, 2000,
2003, 2005, а также в монографи.ях: Дорогами Богов. М., 1990 - 2005;
Сверхэволюци.я. Суперэтнос Русов. М., 2005, 2006 и др.
i
Скиф·киммериец на греческой вазе VII в. до н.э. и скиф V в. до н.э.
со щитом
щим народам с древнейших времен. Скифы упоминаются уже у
старейшего греческого поэта Гесиода (VIII в. до н.э.). В сказаниях
о Геракле описано, как этот знаменитый герой Греции
(и основатель многих царских династий) получил свой лук из
рук скифа Тевтара, который и обучил его стрельбе, а ведь, согласно
традиции, деятельность Геракла относится ко времени
за одно-два поколения до Троянской войны, то есть к первой
половине ХIII в. Предания о скифах входят в самые архаичные
греческие мифы, такие, как миф об изобретении земледелия,
лука, технологии выплавки меди и др.
В эпоху Гомера и Гесиода, то есть в начале 1 тыс. до н.э.,
скифы (равно как и киммерийцы) воспринимались «греками. *
как вполне известный, «привычный. народ; о них писали, их
изображали4 • Но это значит, что место жительства скифов не
могло в то время находиться на слишком большом расстоянии
от Греции.
«Отец истории. Геродот, описывая происхождение скифов,
предложил две версии. Одна из них повествует о приходе скифов
uз Азuu и разгроме ими киммерийского царства в Причерноморье.
Вторая же, рассказывая о происхождение скифов от верхового
божества и «богини географического места., дочери реки
* Мы должны помнить, ЧТО никаких греков во времена Гомера не
было, как не было и древнегреческого языка. Миф о .древних греках.
создан значительно позже. - Примеч. ю.д. Петухова.
i 146
Борисфена (Днепра), по сути, утверждает автохтонность скифского
народа в степях Причерноморья. Какая из версий пр авильная?
Как ни странно, обе. Как показывают данные археологии,
СКИФЫ БЫЛИ БЛИЖАЙШИМИ СОСЕДЯМИ И РОДСТВЕННИКАМИ
КИММЕРИЙЦЕВ, ПОТОМКАМИ ВОСТОЧНОЙ
(ВОЛГО-УРАЛЬСКОЙ) ГРУППЫ ТОЙ ЖЕ САМОЙ СРУБНОЙ
КУ ЛЬТУРЬJ5. Движение скифов в Причерноморье, о котором
свидетельствуют дреВJlие историки, происходило вовсе не из
«глубин Азии., но всего лишь от берегов Волги. Следует напомнить,
что границей Европы и Азии в античные времена признавалась
река доН ...
Кроме того, не следует представлять дело так, что скифы,
при шедшие от берегов Волги и Дона к берегам Днепра, полностью
вытеснили здешних киммериЙцев. И те и другие были родственными
народами: их археологические культуры обнаруживают
большое сходство, такое, что в самом деле трудно отличить
одну от другой. Традиции эпохи поздней бронзы (то есть
киммерийского времени) сохранялись на Дону и в железном веке
(в скифское время), что означало и сохранение основного состава
населенияб •
Одним из важнейших показателей преемственности культур
является обряд погребения. Известно, что скифы хоронили
своих правителей в курганах. Но курганы строились в южнорусских
степях и прежде, в эпоху бронзы. Установлено, что в
скифский период в Поднепровье не только возводились новые
курганы, но использовались для погребения и старые, сохранившиеся
еще с бронзового века7 • Это значит, что скифы считали
эти курганы своими.
Неизбежен вывод: большинство населения Скифии железного
века составляли все те же «киммериЙцы., сменившие только
свое называние. Недаром же Геродот замечал, что вообще
народ скифов весьма многочисленный, но настоящих скифов
(то есть при шедших из Азии, из-за Дона) мало8 •
Поскольку и скифы, и киммерийцы имели единое происхождение
от народа Срубной культуры, геродотово сказание о «первых
царях. можно отнести к их общим предкам. Важно то, что
ДАТИРОВКА ПО ГЕРОДОТУ НАЧАЛА ПРАВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ
СКИФСКИХ ЦАРЕЙ - за 1000 лет до похода персидского
царя Дария в Причерноморье, то есть около 1500 г. до н.э. 9 -
ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЕТ С АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДАТИ-
147 i РОВКОЙ НАЧАЛА СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ, сформировавшейся
в южно
|
|