|
манцы прошлого столетия считали Руссов и вообще всех Славян народом
варварским, необразованным и не способным к образованию; они называли их
пастухами, номадами, холопями [3] и ставили характеристикою народа невежество и
зверство, требовавшие постоянного побуждения [4]. А как они тогда полагали, что
свет, озаряющий всю Европу, излился из недр их самосветности, то и Шлёцер,
упоенный народным предубеждением, предположил, что Руссы должны быть обязаны
Германцам своим просвещением, своею гражданственностью, своим строем и
самобытностью. Но как сношения Германцев с Руссами не представляют никакого
исторического материала, из которого бы можно было вывести, что Руссы
заимствовали у них всю свою гражданственность, то Байер и Шлёцер укрыли свою
мысль под эгидою Скандинавов, причислив к ним как к соплеменникам своим и
варягов-Руссов. Этим они думали оживотворить свою неподвижную, тяготеющую во
мрак произвола идею, предсозданную исследованием и своду Русских летописей [5].
Если Шлёцер действительно не понял Русских летописей, то он слепец,
напыщенный германскою недоверчивостью к самобытности Русских государств во
времена дорюриковские; но если он проник сущностью сказаний и отверг таковые
единственно из того, чтобы быть верным своему плану, то он злой клеветник!
Но обратимся теперь к нашим историкам. К сожалению, должно сказать, что
некоторые из них смотрели в кулак Немцев и оттого, не стыдясь, говорили, будто
великая Россия была наследным достоянием Скандинавов и будто Рюрик занял её как
свою отчину, а не как призванный на престол самим народом; будто до времен
Владимира обитали в ней немногие номады, называвшиеся рабами, отроками, хлапами,
и будто Русские летописцы изуродовали эти слова в Словаков, Славян и приписали
их народу, никогда не существовавшему. Прочитав подобное мнение, невольно
воскликнешь с певцом «Славы дщерь»:
Stjny Lawritasu! Swatopluku!
Gak was mozno z hrobu wywesti?
Byste uwideli neresti
Narodu a hanbu swogjch wnuku...
Nam krew milau cizj ziesen chlasta,
A syn slawy otcu neznage,
Geste swogjm otroctwjm se chwasta!
(«Тени Лаврета! Святополка! Можете ли вы восстать из гробов своих? Вы бы
познали горесть народа и стыд ваших внуков. Чужая жажда испивает нашу кровь, и
сыны, не зная славы отчей, величаются тем, что называют себя потомками
холопов!»)
Если Шлёцер и почитал себя создателем высшей исторической критики, если
он и мечтал, что вознёсся в этой ветви учености на недосягаемую для других
высоту, с которой мог дробить их, обращать своим приговором в сказку или
самовольно присваивать тому или другому народу; если его последователи и думают,
что зажжённый им светильник озарил лучами солнца всю Русскую историю, потому
они смело могут ещё более развивать, усиливать и подкреплять его
скандинавоманию, имеют право лишать Русское юношество того благороднейшего
чувства, которое рождается от высокого уважения к своим предкам -
родоначальникам, то настанет ещё то время, когда укажут им, что они прикованы к
надиру и потому не видят зенита; что восставленный Шлёцером светоч над Русской
историей давно догорел и померк и представляет одну головню, марающую священные
листы истории!
Но благодаря усердным розысканиям некоторых отечественных тружеников на
поприще истории открыто уже много древней славы Руси Славянской, и есть надежда,
что скоро воссияет дохристианская Русь во славе Троян, Гетов-Русских (ошибочно
названных Этрусками) и Македонцев - в славе наставницы древних греков и римлян
и перестанет слыть отчим наследием Скандинавов!
Настанет время, когда потрясут в основании гнилые столпы, поставленные
для славяно-русской истории на скандинавском болоте, и укажут их место на
огромном материке от Арала до Адриатики, от Каспия до Балтийского прибережья и
от Чёрного моря до Мурманского! Там колыбель этого великого доисторического
народа, названного, как бы в насмешку, племечком скандинавским! -Там положим и
мы свой камень к общему основанию истории древних Славяно-Руссов!
Указание некоторых славянских названий, с их переладом на греческий,
латинский, германский и скандинавский типы, как руководство для приведения и
других исковерканных славянских имен к прототипу своему:
Ярослав - larysleif.
Святослав - Sfendoslaf.
Игорь - Ingor.
Всеволод - Wesewolok.
Святополк - Swantopluk, Zwentibold, Zwantipluk.
Володар - Baldur.
Ратибор- Radbiart.
Святобор - Suantibor, Suitibor.
Ляшко - Lessek.
Рогволод - Ragnwald.
Годунов - Gudenow.
Ермак Тимофеев - lermak Timofega.
Сагачь - Sagiz.
Самара - Samora.
Мета - Mstva.
Донец - Domez.
Сызрань - Sauseran.
Муром - Murow.
Рыбинск - Kibinska.
Устюжна - Ustezna.
Кизляр - Kitzlar.
Козлов - Kolzlof.
Ряжск - Rask.
Елец - leles.
Москва - Moscau.
Малоруссия - Malorossinskaya.
Моршанский - Mursianus [б].
Девичья гора (на Волге) Diwizagora.
Тмутаракань - Tautorokan.
Смоляне - Smolinzer.
Секира - S
|
|