|
олгар, и те разбежались – кто
на Каму, кто на Дунай, кто в Венгрию, а кто даже в Италию.
Одновременно хазарам пришлось отражать вторжение арабов, победоносных от
Индии до Аквитании. Но на Кавказе, неожиданно для завоевателей Ирана и Испании,
война шла с переменным успехом, причем хазарские вторжения в Закавказье
чередовались с арабскими походами до Дербента (662—744 гг.), севернее которого
арабам так и не удалось закрепиться. Откуда взялась у маленького реликтового
этноса такая грандиозная пассионарность, позволившая хазарам при неравенстве
сил свести вничью войну с самым сильным и агрессивным государством VIII в.?
Численный перевес был на стороне арабов, потому что хазарских ханов тюркской
династии не поддерживали ни аланы, ни мадьяры, ни буртасы, ни мордва, ни
славяне, а уж меньше всего болгары. Особую позицию занимали горцы Дагестана –
царства Серир, Туман, Зирих-Геран, Кайтаг, Табасаран, Лакз и Филан, уже в 739 г.
подчинившиеся наместнику Азербайджана и Армении Мервану [35, т. I, с. 153],
опиравшемуся на неприступный Дербент [36 - Дербент был окончательно оккупирован
арабами в 685—686 гг. и отделился от халифата в X в. вместе с Ширваном.]. Но
маленькая Хазария героически отстояла свою независимость. Почему?
Вспомним, что целых 100 лет (558—650) тюркютские ханы использовали
территорию Хазарии как базу для своих военных операций. В Хазарии тюркютские
богатыри отдыхали после перехода через сухие степи, а по возвращении из Крыма
или Закавказья прогуливали награбленную добычу. И тут наверняка не обходилось
без женщин, которые, как известно, не бывают равнодушны к победителям. Дети,
появившиеся после военных походов, искренне считали себя хазарами. Отцов своих
они не знали, воспитаны были в среде хазар и в ландшафте Волжской дельты. В
наследство от тюркютов они получили только некоторые антропологические и
физиологические черты, в том числе пассионарность. А поскольку такой симбиоз
длился более ста лет, то естественно, что привнесенной чужаками пассионарности
стало достаточно, чтобы превратить реликт в активно действующий этнос.
Но еще существеннее для хазарского этногенеза был следующий период, когда
Хазарией управляли тюркские ханы династии Ашина (650—810), наследники
правителей Великого тюркского каганата (552—745). Царевич-беглец и его
соратники, принятые хазарами гостеприимно, не слились с массой народа и не
противопоставили себя ей. Они продолжали жить кочевым бытом, только зиму
проводя в домах в Итиле; они возглавили борьбу с арабами и, будучи мастерами
степной маневренной войны, научили хазар отбивать натиск регулярных войск;
оставаясь язычниками, почитавшими Синее Небо и Черную Землю, они были
веротерпимы до полной неразборчивости. Это-то их и погубило. Но из-за чего и
каким образом?
Хазары и фазы этногенеза
Внесение признака пассионарности со стороны по последствиям не отличается от
возникновения ее путем мутации. Разница проявляется лишь в том, что при
генетическом дрейфе признак распространяется более быстро, а следовательно,
процесс идет более интенсивно. Поэтому инкубационный период хазарского
этногенеза уложился в три поколения – около 70 лет, после чего с 627 г.
становится уместным название «тюрко-хазары», теряющее смысл после 650 г., когда
хазарами называют именно метисов тюрко-хазарского происхождения. Почему-то
Истахри и другие восточные географы делили хазар на два разряда: смуглых [37 -
У Захария названы «красные» [см.: 31, т. I, с.138].], черноволосых и «белых,
красивых, совершенных по внешнему виду» [там же, с. 137]. Также они относили
хазар то к тюркам, то к нетюркам, возводя их то к грузинам, то к армянам [там
же, с. 135]. Хазарский язык, по замечанию Истахри, не походит ни на тюркский,
ни на персидский, ни на какой другой известный язык, а схож с языком болгар
[там же, с.135]. Это последнее вызвало множество недоумений, ибо языком болгар
считается тюркский. Однако так ли было в V – VI вв., когда тюрки впервые
появились в Поволжье? Навряд ли!
Тюркский язык распространился как международный и общеупотребительный лишь в
XI в. благодаря половцам, причем вытеснил из Степи древнерусский,
господствовавший в X – XI вв. [41, т. I, с. 54]. До этого этносы говорили дома
на своих языках, которые до нас не дошли, а кроме того, знали древнетюркский
язык воинского начальства.
Таким образом, в VII в. в Нижнем Поволжье создались оптимальные условия для
этногенеза: разнохарактерные ландшафты в тесном сочетании, соответствующие им
хозяйственные уклады, сосуществование этнических субстратов, относящихся к
единому (евразийскому) суперэтносу, и импорт пассионарности, позволивший
оформить этническое разнообразие в социальную систему. Эта последняя была
достаточно эластичной, чтобы вошедшие в нее этносы стали субэтносами хазарского
этноса, унаследовавшего название от предков.
Вот почему М. И. Артамонов сомневался в достоверности армянских хроник,
упоминавших хазар в III в. н. э. [3, с. 116]. Этноним был тот же, но этнос
другой, а это бывает часто.
Фаза этнического подъема заняла около 150 лет – с середины VII до конца VIII
в. За это время хазары шли от успеха к успеху и весьма удачно находили контакты
с соседями. Однако характер этих контактов был различен, что и повело к
смещению нормальной кривой этногенеза, вследствие чего акматическая фаза не
наступила. Поэтому обратим внимание и на соседей хазар, но сначала напомним,
что в III – V вв. хазарский этнос находился в фазе гомеостаза. Производительные
силы его были стабильны, а общество пребывало в первобытнообщинной формации с
устоявшимися производственными отношениями.
Зато соседи хазар развивались бурно. Византия и Древняя Русь росли
мучительно, но неуклонно; сасанидский Иран терял потенцию роста за счет
упрощения системы, что вело к усилению государственной власти в ущерб
общественным группировкам.
Восточные народы – гунны, пришедшие в
|
|