|
де, ибо количество скота лимитируется количеством травы.
Для природы кочевой быт безвреден.
Хазары в степях не жили и, следовательно, кочевниками не были. Но и они
брали от природы только избыток, которым она могла смело поделиться: рыбу,
виноград и плоды из садов. Короче говоря, этносы низовий Волги в то время
находились в фазе гомеостаза – равновесия с природой и друг с другом. При этой
системе жизни этносы редко активно общаются между собой, потому что воевать не
из-за чего, а брать в жены чужих девушек невыгодно: привыкшие к иному быту, они
будут плохими хозяйками в доме мужа.
Чем крупнее цель, тем легче в нее попасть. Поэтому заключим наш сюжет –
трагедию хазарского этноса – в рамку истории сопредельных стран. Конечно, эта
история будет изложена «суммарно», ибо для нашей темы она имеет только
вспомогательное значение. Но зато можно будет проследить глобальные
международные связи, пронизывавшие маленькую Хазарию насквозь, и уловить ритм
природных явлений биосферы, вечно изменчивой праматери всего живого. Тогда и
история культуры заиграет всеми красками.
Этнос «отраженного света»
Может показаться, что, утверждая невозможность существования активного
этноса без пассионарного толчка, мы погрешили против собственного тезиса.
Например, хазары стали известны византийским и персидским авторам в IV в., а
армянским – в III в. [34 - Моисей Хоренский в «Истории Армении» упоминает, что
между 193 и 213 гг. «толпы хазар и баслов (барсилов), соединившись, прошли
через ворота Джора (Дербентский проход)… перешли Куру и рассыпались на сю
сторону ее» [цит. по: 3, с. 115]. М. И. Артамонов полагает, что упоминание
хазар в столь раннее время – анахронизм [там же, с. 131], однако оснований для
сомнений не приводит. Принимая сведения источника, констатируем, что во II в.
хазары обитали в низовьях Терека и Сулака. На Волгу они распространились
позднее не через сухие степи, а по берегу Каспийского моря, стоявшего тогда на
отметке минус 36 м, т. е. на 8 м ниже, нежели в XX в. [см.: 15, 16].], но ни
меридиональный толчок II в. (от Скандзы до Палестины), ни широтный толчок IV в.
(от Аравии до Северного Китая) не должны были их задеть. Каким же образом
объяснить особенности их этногенеза в течение тысячи лет и образование
многочисленных реликтов: гребенских и нижнедонских казаков, астраханских татар
и караимов Крыма? Короче говоря, хазары вели себя как «полноценный» этнос,
прошедший все фазы развития, но за счет чего?
Русский летописец правильно сопоставляет хазар со скифами [42, ч. 1, с. 14],
под которыми его источник, Георгий Амартол, подразумевал древнее, досарматское
население южной части Восточной Европы [там же, ч. II, с. 223]. В то время,
когда степные водораздельные пространства захватывались последовательно
сарматами (III в. до н. э.), гуннами (IV в. н. э.), болгарами (V в.), аварами
(VI в.), мадьярами и печенегами, хазары спокойно жили в густых прибрежных
зарослях, недоступных для кочевников, с коими они всегда были врагами.
Благодаря столь благоприятным природным условиям хазары – потомки древнего
европеоидного населения Западной Евразии – жили как этнос-персистент до конца
VI в., когда ситуация изменилась крайне резко и неожиданно.
Самая важная роль в хазарском этногенезе выпала на долю новорожденного
этноса древних тюрок – тюркютов, как принято их называть, чтобы избежать
терминологической путаницы – смешения этого этноса с прочими тюркоязычными
племенами [35 - Термин «тюрк» имеет три значения. Для VI – VIII вв. это
маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи
(эль) и погибший в середине VIII в. Эти тюрки были монголоиды. От них произошла
хазарская династия, но сами хазары были европеоиды дагестанского типа. Для IX –
XII вв. тюрк – общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяр,
русов и славян. Это культурно-историческое значение термина не имеет
касательства к происхождению. Для современных востоковедов «тюрк» – группа
языков, на которых говорят этносы разного происхождения.]. Возникли тюркюты
так: в 439 г. небольшой отряд князя Ашина бежал из Северо-Западного Китая от
победоносных и безжалостных табгачей. Состав этого отряда был пестрым, но
преобладавшим этносом были сяньбийцы, т. е. древние монголы. Поселившись на
склонах Алтая и Хангая и смешавшись с аборигенами, тюркюты сделали своей узкой
специальностью плавку железа и выделывание оружия. В 552 г. их первый хан –
Тумын – одержал победу над жужанями, господствовавшими в Степи в IV – V вв. Так
был создан Великий тюркютский каганат.
Младший брат Тумына, хан Истеми, был поставлен во главе войска, имевшего
задачей подчинение западных степей. Истеми дошел до Дона и берегов Черного моря.
Некоторые племена бежали от него, другие подчинились силе оружия, а третьи
сочли за благо помочь завоевателю, дабы разделить с ним плоды победы. В числе
последних оказались хазары и болгарское племя утургуров, жившее между Кубанью и
Доном. Когда же в начале VII в. Великий каганат распался, то хазары и утургуры
оказались в составе Западного каганата. Те и другие искренне помогали своим
новым правителям в войнах против Византии и Ирана. Однако в Западно-Тюркютском
каганате два племенных союза образовали две партии, боровшиеся за власть над
бессильным ханом. Утургуры примкнули к одной, а хазары, естественно, к другой
партии, а после ее поражения приняли убежавшего царевича себе в ханы (650 г.).
[Подробно см.: 3, с. 171; 23, с. 238.]
Через 8 лет Западно-Тюркютский каганат был захвачен войсками империи Тан,
что пошло на пользу хазарам, принявшим сторону ранее побежденного царевича, и
во вред болгарам-утургурам, лишившимся поддержки верховного хана (658 г.).
Вследствие этого хазары около 670 г. разгромили
|
|