|
инистых степей, окружающих речные долины. Отсюда можно было и наносить
противнику контрудары. Для того чтобы принудить местное население к покорности,
нужно было единовременно бросить на огромную площадь превосходящие силы, а
половцы такими возможностями не располагали.
И все-таки война была жестокой. В 1117 г. русское население покинуло Белую
Вежу, крепость, расположенную на том месте, где ныне плещутся волны Цимлянского
моря. Здесь природные условия облегчили половцам победу. Белая Вежа стояла в
займище, на широком лугу, большая часть которого заливалась половодьями Дона.
Здесь половецкая конница могла действовать беспрепятственно. Но в лесах долины
Дона уцелело и сохранилось местное население, получившее в XII в. прозвище –
«бродники» [31 - Впервые упомянуты в Ипатьевской летописи под 1147 г.].
Бродники говорили на русском языке и исповедовали православную веру, но
современные им летописцы никогда не смешивали бродников и русских [32 - В 1227
г. папа Григорий IX послал миссионеров проповедовать «in Cumanis et Brodnic
terra vicina». В письме венгерского короля Белы перечислены враги Венгрии в
1254 г.: «Rutheni, Comani, Brodnici» и дальше «Rutheni, Comani, Brodnici,
Bulgaria» [цит. по: 59, с. 51].]. Они считали, что это два разных народа. К
сожалению, о происхождении бродников в источниках прямых сведений нет.
Но посмотрим на косвенные данные: в XII в. на развалинах Белой Вежи был
построен поселок из саманного кирпича [7, с. 453], такого же, как на Тереке.
Донской виноград ведет свое происхождение от терского. Овцы постепенно заменяют
на Дону коров, а овца – жертвенное (т. е. самое распространенное) животное у
хазар.
Рассмотрим климатические изменения в интересующее нас время. X в. – эпоха
временного усыхания степей. Значит, долина Терека пострадала от засухи больше,
чем от войн, а долина Дона не пострадала вовсе, потому что Дон берет начало в
лесной зоне, где степень увлажнения была повышена. Не ясно ли, что только в
долину Дона и могли уходить хазары из терской долины, хотя часть их осталась на
месте, использовав для своего оседлого хозяйства подножие Гребня, отрога
Кавказского хребта [33 - Предание о переговорах Ивана Грозного с гребенскими
казаками записал Л. Н.Толстой [81, с. 176].].
Но не могло ли произойти слияния хазар с половцами, окружавшими их поселки
со всех сторон? Нет, и по следующим причинам.
Во-первых, кочевое хозяйство половцев было неприемлемо для хазар. Чтобы
перейти к кочевому быту, нужна была коренная ломка всех представлений и психики,
а взамен хазары получили бы только второстепенное, подчиненное положение,
унизительное для этого гордого народа. Пока в колчанах были стрелы, можно было
оставаться самим собой.
Во-вторых, метисация половцев с хазарами была затруднена обычаями тех и
других. Хазары были христиане, и отдавать дочерей иноверцам им запрещал закон.
Половцы жили родовым строем, и принять чужака в род значило сделать его
совладельцем всех пастбищных угодий и участником в дележе добычи, а кому это
может быть приятно? Зато смешению хазар с русскими не препятствовало ничто.
А теперь имеем ли мы право не делать вывода, который напрашивается сам?
Бродники – народ русско-хазарского происхождения, наследники древних хазар.
Пока киевские князья воевали с половцами, бродники были их союзниками, когда же
киевляне столковались с половецкими ханами, бродники нашли союзников в лице
монголов и помогли Субутай-багатуру выиграть битву при Калке в 1223 г.
Золотоордынские ханы умели ценить оказанную им помощь и оставили бродников
спокойно жить в долинах Дона и Терека. С XVI в. потомки бродников называются
тюркским словом – казаки.
Принято думать, что казаки – это русские крестьяне, бежавшие на Дон от
ужасов опричины. И, верно, значительная часть казаков образовалась именно таким
способом. Но беглецы, приходя на Дон, попадали не в пустыню. Потому-то и
родилась знаменитая пословица: «С Дону выдачи нет». В самом деле, можно
поверить, что Робинзон Крузо (или его прототип) выжил на необитаемом острове и
даже сумел отбиться от кучки индейцев, впрочем, с помощью огнестрельного оружия.
Но как мог не погибнуть русский крестьянин, попавший в непривычную ему
природную обстановку, когда во всех водораздельных степях Причерноморья
господствовали ногаи, промышлявшие ловлей людей и продажей их в рабство?
Невозможно ответить на вопрос: почему московское правительство, очень
нуждавшееся в налогоплательщиках, допускало уход своих подданных за границу,
если один конный отряд мог выловить сколько угодно безоружных беглецов? И
наконец, для того чтобы из земледельца-пахаря превратиться в воина и охотника,
нужны время и выучка. Очевидно, на Дону имелись места, где пришелец мог
спокойно привыкнуть к новым условиям и новому образу жизни. Это значит, что с
XIII по XVI в. там жили потомки бродников, воевавшие со степью и нуждавшиеся в
пополнении. Поэтому они и принимали в свою среду единоверцев, обеспечивая им на
первое время приют, выучку и безопасность от ногайских мурз и русских бояр.
Одно из поселений этого времени мне посчастливилось найти в цимлянских
песках в 1965 г. Об этом стоит рассказать подробнее.
После того как Хазарская экспедиция прекратила свое существование, меня
пригласил поработать вместе профессор МГУ Александр Гаврилович Гаель, известный
исследователь песков. Его, как и А. А. Алексина, интересовала возможность
датировать погребенные гумусированные почвенные слои. Несколько археологических
находок, сделанных нами совместно и по отдельности, дали повод для очень
интересных выводов [19]. Но одна из находок непосредственно относится к нашей
теме. На берегу Цимлянского моря, затопившего первую надпойменную террасу Дона,
лежит полоса песков. От окружающих степей она отделена широкой третьей
надпойменной террасой и представляет остаток старого (до наполнения Цимлянского
моря) ландшафта долины Дона.
Трудно представить себе более благодатное место. Мои общераспространенные
представления о песках, как бесплодной пустыне, были сломаны раз и навсегда.
Д
|
|