Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Лев Гумилев - Открытие Хазарии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 115
 <<-
 
ми купеческими 
кругами, и пропасть между царем и народом не заполнялась, а углублялась. Это 
определило победу русов, происшедшую ровно тысячу лет назад.
   Но что же стало с хазарами? Ведь большой народ не мог исчезнуть без следа. 
Надо искать снова и на этот раз в книгах, летописях, хрониках, которые были уже 
не раз прочтены, но не дали ответа на вопрос. В том-то и дело, что наше 
восприятие прочитанного во многом зависит от нас самих: от нашей общей и 
специальной подготовки, от системы ассоциаций, от целей, поставленных при 
начале чтения и даже от состояния здоровья. Я взялся снова за прочитанные книги,
 потому что теперь знал, что я хочу найти.
   Теперь я обратил внимание на тот раздел этнографии, который родился в 
советской науке и носит специальное название – этногенез. Задача этногенеза в 
том, чтобы ответить на вопрос, как возник и как исчез народ и куда девалось его 
потомство? Для двух составных частей хазарского народа это было просто [34, с. 
84]. Евреи, избегшие мечей дружинников Святослава, покинули страну, мусульмане 
подружились сначала с Хорезмом, а потом с ханами Золотой Орды и растворились 
среди волжских татар. Язычники либо приняли ислам, либо крестились в греческую 
веру. А вот куда девались многочисленные христиане, которых на родине 
хазарского народа – в долине Терека – было больше всего? В летописях они 
упоминаются неоднократно. В 1016 г. они принимали участие в подавлении 
восстания византийского вельможи Георгия Цуло [7, с. 436—437]. В 1023 г. они 
помогли тмутараканскому князю Мстиславу выиграть битву при Листвене, в 1079 г. 
они схватили в Тмутаракани князя-изгоя Олега Святославича и выдали его грекам.
   По всему видно, что хазар было много и их общение с русами было оживленным и 
тесным. Следовательно, мы должны искать их потомков даже в том случае, если бы 
они сменили имя, как часто бывает не только с отдельными людьми, но и с целыми 
народами. Но для начала вернемся на минуту в славный город Семендер.
   Первоначально Семендер был столицей Хазарии, но нападения арабов вынудили 
хазарского хана в 723 г. перенести свое местопребывание на берег Волги. Однако 
Семендер не потерял своего значения. В X в. он по-прежнему был процветающим 
земледельческим и торговым городом, отличаясь от Итиля только тем, что большая 
часть хазарского населения Семендера исповедовала христианскую веру. Конечно, 
там были евреи и мусульмане, но они составляли господствующий класс, а народ 
тянулся к византийской культуре, так же как соседние с хазарами болгары и 
славяне. Первые были разбиты хазарами и рассеяны вплоть до Италии, а последние 
в IX – Х вв. находились на подъеме. Начиная с VIII в. славянское племя северян 
распространяется к востоку от Днепра до самого Дона [71, с. 68]. Славянский 
язык в IX – XI вв. становится международным для всей причерноморской степи. 
Ал-Бекри (арабский географ XI в.) утверждает, что главнейшие из племен севера 
говорят по-славянски, потому что смешались со славянами, и в числе таковых 
называет печенегов, русов и хазар [55, с. 54].
   Да и в самом деле, чего было ссориться между собою славянским пахарям и 
охотникам на пушного зверя и хазарским виноградарям и рыболовам. Жестокая война 
965 г. вспыхнула между правительством Хазарии и воинственной дружиной киевского 
князя Святослава. Копья и сабли мусульманских наемников не спасли Итиль от 
длинных русских мечей. Семендер был в числе городов, взятых и оставленных 
Святославом [7, с. 426—427], но городу из палаток не страшен пожар, и после 
войны хазары продолжали жить по-прежнему. Вот все, что нам может дать прямой 
путь – изучение источников. Следы хазарского народа потеряны, и, чтобы снова 
найти их, надо встать на окольный путь исторической дедукции, т. е. идти от 
общего (знание эпохи) к частному (судьба хазар).
   В средние века людей разделяла не национальная принадлежность, а исповедание 
веры. До тех пор, пока в Киеве приносили юношей в жертву Перуну, хазарские 
христиане чуждались русов и славян. Но в 988 г. страшный идол поплыл вниз по 
Днепру, а вместо него вознеслась Десятинная церковь. Тогда исчезли последние 
поводы для споров между хазарами и русами, соприкоснувшимися друг с другом в 
долине Дона, где на месте Саркела была построена Белая Вежа, и в низовьях 
Кубани, где воздвигалась гордая Тмутаракань. По православному канону 
воспрещается брак с иноверцами. После крещения Руси хазары и русы могли 
образовывать семьи без ограничений. Даже враги у них были общие – степные 
кочевники; сначала венгры, потом печенеги и, наконец, половцы, ставшие с 1068 г.
 полновластными хозяевами Великой степи от Алтая до Карпат. Однако справиться с 
хазарами им оказалось не под силу.
   Мы уже описали дельту Волги как естественную крепость, а лес вдоль Терека 
как хорошее укрытие. В этом отношении долина Среднего Дона имеет аналогичные 
особенности и даже преимущества. Широкие надпойменные супесчаные и песчаные 
террасы покрыты здесь лиственными лесами (береза, осина, ольха, дуб). Здесь 
много луговых и пастбищных угодий, неглубоких озер. В лесах за бугристыми 
песками также можно было отсидеться от врага, приходящего с широких сухих 
суг
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 115
 <<-