Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Лев Гумилев - Открытие Хазарии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 115
 <<-
 
же в засушливые годы грунтовые воды здесь находятся на глубине около метра, и 
растения без труда втягивают корнями животворную влагу. Здесь растут не только 
береза, осина, ива, но и великолепные дубы, пощаженные человеком. Бо?льшая 
часть песков связана степными травами, и это грустно только для археолога, 
потому что фрагменты керамики, как тяжелые предметы, большей частью проседают 
сквозь песок и не видны при рекогносцировочных маршрутах. Но на помощь приходит 
ветер, раздувающий то те, то другие участки террасы, особенно в тех местах, где 
почва потревожена человеком. В одном из таких выдувов1 мы нашли россыпь 
фрагментов керамики на очень небольшом пространстве – 17 х 14 м, даже один 
обломок пористого камня, видимо, из очага. Это был след поселения, возможно, 
просто одного дома, отнюдь не относящегося к глубокой древности. Большая часть 
сосудов была слеплена руками, без помощи гончарного круга. Обжиг был крепкий, 
хотя не все сосуды были прожжены насквозь, а у некоторых в изломе была 
темно-серая глина. На некоторых черепках были заметны следы красной краски, 
другие были украшены параллельными бороздками. Короче говоря, керамика носила 
следы влияния и гузской и татарской культур, что определяет время жизни в этом 
доме с X по XV в.
   Находка половины пряслица, надеваемого на веретено, показывает, что это не 
был военный стан, где женщинам некогда прясть шерсть. Это было оседлое 
поселение бродников неподалеку от понижения, где растут березы и осины и вода 
находится на полметра от поверхности. И пусть никого не смущает, что сосуды 
лепные. В условиях постоянной войны гончаров было меньше, чем требовалось 
посуды, и бродники восполняли это, как умели. Находка была сделана с помощью 
местного лесника Осипа Ефремовича Терентьева, которому приношу искреннюю 
благодарность.
   Но не противоречит ли нашим соображениям то, что великая держава – Золотая 
Орда – терпела на своей территории такое инородное тело, как бродники-казаки? 
Нет! Бродники были врагами не татарских, а ногайских ханов, постоянно 
восстававших против слабевших потомков Батыя. Самое название «ногайцы» значит 
сторонники темника Ногая, выступившего в конце XIII в. на борьбу с монголами, 
пришедшими из Азии. Войско Ногая составляли по большей части потомки половцев и 
других кочевых племен, покоренных монголами и ненавидевших их. Ногай был разбит 
при помощи русских войск, пришедших на помощь хану Тохте, и убит русским воином.
 Мы не имеем прямых свидетельств о роли бродников в междоусобных войнах татар, 
но логика событий подсказывает, что золотоордынские ханы были их естественными 
союзниками, а ногайцы – врагами. Эта коллизия продолжалась и после падения 
Золотой Орды, когда в степях воцарилась анархия, которая оказалась на руку 
бродникам – казакам, обретшим полную самостоятельность. Например, в 1538 г., 
отвечая на жалобы ногайского мурзы, из Москвы писали: «На поле ходят казаки 
многие: казанцы, азовцы, крымцы и другие баловни-казаки. А и наших украин 
казаки с ними смешавшись ходят и те люди как вам тати, так и нам тати» [34, с. 
84].
   Впоследствии московское правительство сумело найти с донскими казаками общий 
язык и сделало из них заслон против татарских набегов на Русь. Вспомним, что 
казаков на Тереке встретили воеводы Ивана Грозного после завоевания 
Астраханского ханства и заключили с ними союз против кочевников и кавказских 
горцев.
   Что же мы видим? Меняются народы, но соотношения между ними постоянны. Эту 
константу можно выразить алгебраической формулой, где числитель – население 
речных долин, а знаменатель – население степей.

 
   Так определилось место хазар в истории народов нашей Родины.

   Заключение
   Когда сообщаешь добрым знакомым, что вот, мол, я написал книгу, то они 
обычно спрашивают: «А это какая работа: историческая, географическая, 
археологическая, востоковедческая, этнографическая?» Ну как тут ответить?!
   А ответить хочется и даже необходимо. Вот я и постараюсь придумать 
вразумительный ответ.
   Je prend mon bien o? je le trouve. Все, что служит пояснению поставленной 
проблемы, идет в дело. Это и есть тот самый синтез, те самые мосты между 
науками, о которых говорил известный русский естествоиспытатель Карл Бэр. 
Дифференциация науки заводит ее в тупик, если не сопровождается интеграцией, 
при которой используются все сведения, которые можно собрать, хотя бы они были 
добыты другими учеными. Дом строят из кирпичей, двухтавровых балок, бревен, 
досок, кровельного железа и т. д. Тот, кто воздвигает стены, использует готовые 
материалы, но его труд ценится не меньше, чем труд рабочих кирпичного завода, 
металлургов с уральской домны, лесорубов или столяров.
   Так и я. Исторические сведения взяты из письменных источников, 
географические – из обобщающих работ по землеведению, этнографические – из 
суммы литературы о кочевниках, археологические – из моих собственных статей, 
использованных так, как если бы это были работы другого автора. Да они уже 
стали для меня чужими, потому что после опубликования они живут своей 
самостоятельной жизнью.
   Что же остается? Только воспоминания о странствованиях по пустыням и векам. 
Это цемент, скрепляющий все знания, сведения и ассоциации, родившиеся за пять 
лет работы.
   Поэтому-то я и назвал свое сочинение – биография открытия.

   Легенда к карте Волжской хазарии

    Археологические находки в Волжской Хазарии 

   1. Развалины Сарая Бату-хана.
   2. В пойме Волги– Ахтубы, на правом берегу Ахтубы в урочище Центральная и 
около птицефермы (против села Селитренного) на вспаханном поле обнаружены 
фрагменты красной, хорошо прожженной керамики, сделанной на гончарном круге. 
Керамика аналогична находкам в Сарае, и ее принадлежность татарам XIII – XVI вв.
 не вызывает сомнения.
   3. На обсохшем берегу Ахтубы ниже устья протока Мангут найдены фрагменты 
керамики лепной, плохо прожженной, с бурыми поверхностями и черно
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 115
 <<-