|
зан, отождествляемой с Доном, и оттуда возвращался к себе в Итиль,
находившийся в 20 фарсахах от Бузана [50, с. 103] [2 - В краткой редакции
письма расстояние от Бузана до столицы Хазарии – Итиля – 30 фарсахов [50, с.
81—83].]. Тут же царь Иосиф сообщает расстояния от своей столицы до границ
своего царства: на восток до Гирканского, т. е. Каспийского, моря – 20 фарсахов,
на юг до реки Уг-ру – 30 фарсахов и на север до уже упомянутой реки Бузан и
«до склона нашей реки к морю Гирканскому», т. е. до сближения излучин Дона и
Волги в современном месте Волго-Донского канала, – 20 фарсахов. Таким образом,
все расстояния исчисляются от столицы Итиля. Следовательно, для того чтобы
найти место столицы, М. И. Артамонов построил на карте треугольник, упиравшийся
вершинами в реки Дон (Бузан), Волгу (Итиль) и Терек (Уг-ру), с длиной сторон,
пропорциональной заданным расстояниям.
Однако установленная длина фарсаха – 5,5 км противоречила его построению.
Если принять эту длину за основу и опереть вершины треугольника на Дон и пусть
даже не на Терек, а на Куму и Маныч, то столица Хазарского каганата должна
оказаться в степи Северной Калмыкии, около Сарпинских озер. Это одно
противоречило источникам, помещавшим Итиль на берегу Волги, а кроме того,
пропадала большая река В-д-шан, находившаяся на 10 фарсахов севернее
пограничной реки Уг-ру [72, с. 141—145. Ср.: 7, с. 385—390]. Задача казалась
неразрешимой, и именно это заставило моего учителя задуматься.
Хазария в X в. (по данным письма царя Иосифа)
И тут у меня внезапно вспыхнула далекая ассоциация. В молодости, еще в 1932
г., мне довелось работать в Таджикистане малярийным разведчиком. Работа
заключалась в том, что я находил болотца, где выводились комары, наносил их на
план и затем отравлял воду «парижской зеленью». Количество комаров при этом
несколько уменьшалось, но уцелевших вполне хватало для того, чтобы заразить
малярией не только меня, но и все население района. Однако я извлек из этой
работы максимальную пользу, потому что освоил глазомерную съемку и разговорный
таджикский язык. Так как при определении расстояний мне неоднократно
приходилось обращаться к местным жителям, то я волей-неволей усвоил
среднеазиатскую меру длины – чакрым. Определить длину чакрыма в метрах было
невозможно: он был то длинный, то короткий, но в вариациях наблюдалась строгая
закономерность. Если идти в гору или по болоту – чакрым короткий, если с горы
или по хорошей дороге – длинный, а все прочие величины располагались между
этими лимитами. Собственно говоря, чакрым был мерой не длины, а усилий, которые
человек должен был затратить, чтобы достигнуть цели. Нельзя не признать, что
такая система отсчета была очень удобна для местных жителей, хотя совершенно
непригодна для картирования. И тут мне пришла в голову мысль, что таджикский
«чакрым» не что иное, как персидский «фарсанг» (арабизированная форма – фарсах),
и тогда следует учитывать не абстрактную длину, а проходимость
путей-перекочевок. Длина фарсаха высчитана европейцами в условиях пересеченного
рельефа Иранского плоскогорья, а в прикаспийских степях, гладких как стол, она
должна быть куда больше. Мы тут же прикинули расстояния, построили треугольник,
и оказалось, что при длине хазарского фарсаха 10 км река Уг-ру – Терек, река
Бузан – Дон, В-д-шан – Кума, а Итиль должен находиться на одном из берегов
Волги между селами Енотаевкой и Селитренным.
Оставалось последнее: доказать, что фарсах действительно не определенная
мера длины, а приблизительная, зависящая от рельефа и состояния дорог. В
европейской литературе указаний на это нет, но дело было спасено персидским
романом XIX в. «Путешествие Ибрагим-бека», написанным Зейн аль-Абидина Маргаи.
Там описываются впечатления европеизированного перса-патриота, жившего в
Александрии и посетившего родину своих предков. Он описывает Персию весьма
мрачными красками, но среди прочего есть сентенция, что, мол, персидские
арбакеши такие дикари, что даже расстояний мерить не умеют: и длинная и
короткая дорога у них составляет «один фарсанг» [см. 57, с. 194]. Это
соображение помогло решить вопрос, и вскоре М. И. Артамонов предложил мне ехать
на берег Волги и отыскивать там столицу Хазарии, место которой он рассчитал с
достаточной точностью. Я с восторгом согласился, и экспедиция была намечена на
сентябрь 1959 г.
Согласно описаниям арабских и персидских географов [сводку сведений об Итиле
см.: 88, с. 255—261] и письму царя Иосифа [50, с. 84—86, 102], Итиль был
большим городом, располагавшимся на длинном, узком острове и обоих берегах
Волги. С правым берегом остров был соединен мостом, а на левый нужно было
переправляться на лодке. Размеры города у разных авторов разные и довольно
неопределенные. Однако все подчеркивают, что город был обширным и многолюдным,
хотя кирпичных зданий, за исключением ханского дворца, не было. Указано, что в
городе было много деревьев, а стену, окружавшую город, сравнивали даже со
стеной Ургенча [7, с. 394—397]. С одной стороны, количество признаков и
авторитетных свидетельств как будто вполне достаточно, но с другой – непонятно,
как мог такой памятник остаться незамеченным, когда даже остатки деревень не
могут укрыться от острого глаза археолога.
Берега Волги населены густо, и если бы город располагался там, то, вероятно,
был бы давно найден. И все-таки соображения М. И. Артамонова были столь
убедительны, что для проверки их поехать на место, казалось, необходимо.
Путешествие 1959 г. Первая неудача
В начале сентября 1959 г. из Ленинграда выехала Астраханская археологическая
экспедиция в составе: Лев Николаевич Гумилев – начальник экспедиции, Иштван
Эрдеи и Василий Дмитриевич Белецкий – сотрудники экспедиции. В Москве к
экспедиции примкнул студент-дипломник исторического факультета МГУ Андрей
Николаевич Зе
|
|