|
от разгрома
хазары обратились за военной помощью в Хорезм и получили ее ценой обращения в
ислам, но мощи былой они вернуть не могли, потому что море и засуха продолжали
давить их с двух сторон.
Когда же в конце XIII в. уже вся их страна была покрыта морем, остатки
народа растворились в этническом многообразии Золотой Орды и превратились в
астраханских татар. На этом история Хазарии закончилась.
Евразия около 80 г. н. э.
Вот какую картину позволила начертить историческая география. Для того чтобы
уловить связь событий, следовало пользоваться методикой интерполяции, которая
широко практикуется в геологии и географии, но редко применяется в истории и
археологии. Некоторые заключения построены умозрительно [15 - Первую публикацию
наших выводов см.: 2.].
Останавливаться на достигнутом было нельзя. Следовало проверить
предположения и расчеты путем археологических разведок и раскопок. Но не будем
неблагодарны географии, несмотря на то что она объяснила нам не все. Если бы не
эта нить Ариадны, то мы бы не смогли выбраться из лабиринта недоумений и
сомнений. Пусть где-то что-то не совсем точно – найдем и уточним, ибо теперь мы
знаем, где искать. Двинемся в дельту Волги, хазарскую страну, где нас ждут, мы
в этом уверены, хазарские памятники, но сначала проверим наши соображения и
предположения тем единственным способом, который в данном случае может быть
пригоден.
Глава пятая
Путешествие во времени
Способ самопроверки
Говорят, особенно в наше время, что математику нужно применять всюду, даже в
истории. Допустим. Но обыкновенный счет для наших целей ничего не дает, потому
что нам считать нечего и незачем. Попробуем применить другое – математическую
методику, пусть даже самую элементарную. Например, представим себе, что цель
наших поисков – место Хазарии в пространстве и времени – точка, которую нужно
нанести на план. Как известно, точка – это место пересечения двух линий или
встречи четырех углов. На чертеже это выглядит так:
Нам нужно как минимум два аспекта (угла зрения), чтобы построить две разные
закономерности, которые пересекутся и дадут нам приблизительное,
предварительное решение, подлежащее проверке путем наблюдений. Так, мы уже
проследили взаимосвязь явлений природы и хозяйства на территории Северного
Прикаспия. Возьмем теперь мировую торговую политику за тот же период и
посмотрим, как складывались международные отношения, движимые алчностью купцов
и феодалов. Если мы в обоих случаях не допустили значительной ошибки, то обе
линии закономерностей должны совпасть, и мы поймем, как сложился, развивался и
погиб хазарский народ.
Историки накопили необозримое количество материалов. Но исходным материалом
всегда являются события, объединенные внутренней связью в пространстве и во
времени. Собрать факты – первая задача историка, проверить их – вторая, а затем,
когда установлено, что события протекали именно так, встают вопросы: «почему»
и «что к чему» – анализ и синтез. Только после того как историк предлагает
решение всех этих задач, исследование может считаться законченным.
Для наших целей необходимо синхронистическое изучение истории. Интересующая
нас страна – Хазария – находилась в самой середине культурного мира того
времени. Напомним, что первые сведения о хазарах относятся ко II в. н. э.
Скорее всего это неточность историков V – VI вв., переносивших знакомое
название на древние племена, жившие на той же территории [7, с. 114—132], но
для того, чтобы большой народ образовался и оформился, нужно около трех
столетий. Поэтому попытаемся рассмотреть эпоху, когда хазарский народ проходил
свой инкубационный период.
Историческая панорама
Во II и III вв. Рим и Китай представляли собой две мировые империи на
западной и восточной окраинах континента. Они разделялись сухими хуннскими
степями, горными хребтами – убежищем воинственных племен – и не менее
воинственной Парфией. Еще ни один римлянин не был в Китае, равно как и ни один
китаец не видел Рима, хотя они слышали друг про друга. Казалось бы, история
этих стран должна была протекать независимо, но был один предмет, связавший их
судьбы,– шелк. Потребность в шелке в то время была гораздо насущнее, чем сейчас,
ибо шелковая одежда была не только предметом роскоши, но и мощным
дезинфекционным средством. Римские матроны покупали ткани, изготовленные
китайскими крестьянами, за золото, полученное от беспощадного ограбления
провинций. По проторенному караванному пути, через Иран и Среднюю Азию,
двигались груженные золотом верблюды до Каменной башни (Ташкургана), где
происходил обмен товаров с купцами, приходившими с грузом шелка через
Алашаньскую пустыню из Лояна [82, с. 428—429; 41, с. 113]. Несмотря на то что
римские товары тоже попадали в Китай, римляне ежегодно теряли 20 млн сестерций
[15, с. 48; 26, с. 193], и европейское золото перемещалось в сумы китайских
чиновников и помещиков, но, разумеется, не крестьян, изготовлявших драгоценную
пряжу.
Внешняя торговля предметами роскоши не могла непосредственно влиять на
развитие производительных сил обеих империй, но она суммиро
|
|