|
арабских географов повышенный
интерес к тому, каким образом построена столь мощная стена на такой большой
глубине, и они, опросив местных жителей, создали гипотезы, не вполне
соответствовавшие действительности, но отражавшие уровень знаний их времени.
Придя к такому выводу, мы сочли свою задачу выполненной и на рассвете
следующего дня покинули Дербент.
Каспий, климат и Хазария
Теперь у нас появились данные, для того чтобы заполнить «белое пятно» нашей
историко-климатической схемы – промежуток между VI и XIII вв. За это время
Каспийское море поднималось два раза: в X в. на 3 м и в XIII – XIV – на 10 м.
Оба поднятия соответствовали изменению направления движения циклонов и,
следовательно, должны были отразиться на судьбах европейских и азиатских
народов. Действительно, X век – это расцвет мореплавания викингов. С необычной
легкостью, невозможной ни в какие другие эпохи, норманны осваивают Исландию,
побережье Гренландии, которую они в 986 г. назвали «Зеленой страной», и
Ньюфаундленд [96]. А в это самое время, также неорганизованно и стихийно, идет
выселение кочевых племен из сухих степей современной территории Казахстана на
юг и на запад. Карлуки в середине X в. переселяются из Прибалхашья в Фергану,
Кашгар и современный Южный Таджикистан [46]. Печенеги покидают берега
Аральского моря еще в конце IX в. и уходят в южное Приднепровье [40, с. 132];
за ними следуют торки, или гузы, распространившиеся между Волгой и Уралом. Это
выселение не очень большого масштаба, но оно показательно своим совпадением с
также небольшим изменением уровня Каспия, что подтверждает правильность
принятой нами гипотезы. Но нет оснований связывать эти передвижения с крупными
политическими событиями, потому что в то же самое время на территории Восточной
Монголии, лежащей за пределами действия атлантических циклонов, история уйгуров
имела совсем иной оборот.
Уйгуры – интереснейший народ Центральной Азии. В середине IV в. они
распространились из предгорий Наньшаня по всей Великой степи от Орхона до
Иртыша. В отличие от жужаней и тюркютов уйгуры и родственные им племена были
наиболее склонны к мирному труду скотоводов и к восприятию культуры иных
народов. Вместе с тем они постоянно проявляли исключительное мужество, были
искусны в стрельбе из лука и неожиданных набегах на соседей. Управлялись они не
ханами, а выборными старейшинами, не стеснявшими их свободы. Однако при всех
своих блестящих качествах уйгуры долгое время находились в подчинении у древних
тюрок, которые «их силами геройствовали в пустынях севера» [14, т. I, с. 301],
что не очень нравилось уйгурам. Несколько попыток освободиться, предпринятых
уйгурами в VII в., окончились неудачей, но природа и время работали не на тюрок,
а на них. Обильное увлажнение степи позволяло расширять площадь пастбищ и,
следовательно, количество скота. В то время как тюрки добывали славу в далеких
походах, причем часть уйгуров им сопутствовала, уйгуры в целом богатели и
множились. Когда же империя Тан со всей силой своей регулярной армии нанесла в
744 г. удар по Тюркскому каганату, уйгуры присоединились к нападавшим и
совместно с карлуками разгромили древних тюрок. Этим они обеспечили себе
столетнее господство над восточной частью степи.
Период с 745 по 840 г. был наиболее плодотворен для роста
центральноазиатской культуры. Уйгуры строили города, занялись земледелием,
пригласили из Средней Азии грамотных учителей: несториан и манихеев. Только
китайскую культуру они не впитали в себя, предпочитая получать из Китая шелк, а
не мировоззрение.
Но воспитанная веками привычка к племенному самоуправлению толкнула уйгуров
на путь ограничения центральной власти.
Уйгурские ханы с начала IX в. были марионетками в руках племенных вождей,
склонных к распрям и изменам. Одной из междоусобиц воспользовались енисейские
кыргызы. В 840 г. они взяли столицу Уйгурии и вынудили большую часть уйгуров
искать спасения на южной стороне пустыни Гоби.
А на западе в это самое время усилился народ – до тех пор немногочисленный и
слабый – кипчаки. Родиной кипчаков были западные склоны Алтайских гор, и
усыхание степи затронуло их хозяйство минимально. Поэтому они заняли
пространства, покинутые карлуками, печенегами и гузами, а когда в XI в. степи
зацвели снова, то они стали называться в сочинениях персидских авторов
«кипчакскими». Этому народу, который венгры называли куманами, а русские –
половцами, удалось без большого труда отогнать на запад своих истомленных
засухой соседей.
Хазария оказалась в осаде. С севера, по высыхающим степям, двигались
кочевники, гонимые голодом и жаждой. Они шли мелкими группами, неуловимыми для
латников наемной гвардии хазарских правителей. Их отряды были слишком слабы,
для того чтобы брать города или вторгаться в населенную дельту, однако они
блокировали хазар и фактически стали господами степей.
С юга неуклонно наступала морская вода. Она медленно заливала плоский берег
– «Прикаспийские Нидерланды»,– губила посевы и сады, нагонами разрушала деревни.
К середине X в. уже две трети хазарской территории оказалось под водой и
жители принуждены были тесниться на склонах бэровских бугров центральной дельты,
где они расположены в непосредственной близости друг от друга.
Волга стала многоводной, и русские ладьи с мелкой осадкой начали пробиваться
через протоки дельты в Каспийское море. Хазарские правители безуспешно пытались
этому воспрепятствовать. Один из русских отрядов был предательски вырезан в 913
г., второй, видимо державшийся настороже, спокойно прошел туда и обратно через
сердце Хазарии в 943—944 гг., и, наконец, киевский князь Святослав Игоревич в
965 г. одним походом опрокинул обессиленное государство. Уцелевши
|
|