|
голодная. И тогда зашумела «простая чадь», собравшись на вече «на Ярославли
дворе». Вину за беспросветные дожди, препятствовавшие севу озимых и уборке сена,
«простая чадь» возложила на архиепископа Арсения, который «выпроводил Антония
владыку на Хутино, а сам сел, дав мьзду князю». Возбужденные толпы народа
пришли на владычный двор и Арсения, «акы злодея пьхающе за ворот, выгнаша».
Архиепископа чуть было не убили. Но ему повезло: он сумел укрыться в
новгородской Софии и отвратить от себя, казалось, уже неизбежную смерть.
Действия народа в описываемых событиях имели достаточно определенную
языческую направленность. В древних обществах на руководителях лежала
обязанность не только вызывать дождь, живительный для посевов, но и прекращать
его, когда избыток влаги губил урожай. Неверно, разумеется, было бы говорить,
что архиепископ, в частности Арсений, пользовался у новгородцев репутацией мага,
управляющего погодой. Утверждать подобное — значит чересчур архаизировать
идеологию и быт новгородской общины. В эпизоде изгнания Арсения языческие
обычаи хотя и отразились, но в модифицированной, смягченной форме. В глазах
народа архиепископ Арсений, конечно, не колдун, разверзший хляби небесные, а
плохой человек, неправдой получивший высшую духовную и правительственную
должность, отчего в Новгородской земле установилась скверная погода, чреватая
голодом. В этом и заключалась главная вина архиепископа Арсения, как ее
понимала «простая чадь», в сознании которой язычество еще продолжало жить.
В 1230 году в Новгороде снова свирепствовал лютый голод. По словам
летописца, «изби мраз обилье по волости нашей, и оттоле горе уставися велико...
И разидеся град нашь и волость наша, и полни быша чюжии гради и страны братье
нашей и сестр, а останок почаша мерети». Мор был жестокий. В «скудельницу»
(общую могилу), выкопанную по распоряжению архиепископа Спиридона, свезли
более трех тысяч трупов. Виновниками бедствия новгородцы сочли своих правителей.
Сперва они убили Семена Борисовича — приятеля посадника Внезда Водовика. Дом и
села, принадлежавшие Семену, подверглись разграблению. Затем принялись грабить
двор и села самого посадника Воловика, а также Бориса Негочевича — тысяцкого.
Эти акции горожан означали падение власти посадника и тысяцкого, то есть снятие
с должностей Внезда Водовика и Бориса Негочевича. Поэтому Внезд и Борис бежали
в Чернигов, спасаясь от расправы, грозившей им со стороны охваченного
волнениями народа. Новгородцы же избрали посадником Степана Твердиславича, а
тысяцким — Микиту Петриловича, причем имущество опального посадника и его
доброхота Семена разделили по сотням — административнотерриториальным районам.
Раздел имущества Водовика и Семена населением Новгорода соответствовал
архаическим порядкам, по которым, как уже неоднократно отмечалось, во время
гибели урожая и голода правителей если не убивали, то изгоняли, а их имущество
грабили.
Необходимо подчеркнуть, что грабежи, упоминаемые летописцем, нельзя
понимать упрощенно, характеризуя их как незаконные акты насилия и хищения.
Распределение имущества низвергнутых новгородцами правителей по сотням
указывает на определенное отношение рядовых масс к богатству вообще и
древнерусской знати в частности. Это процессы, типичные для переходных обществ
(от доклассового строя к классовому), заключавшиеся в противодействии старой
коллективной собственности новой, развивающейся. Грабежи, о которых говорится в
летописи, представляли собой своеобразное перераспределение богатств по
принципу коллективизма, сопротивление общины личному обогащению, чему в немалой
мере способствовало то обстоятельство, что богатства древнерусской знати, в том
числе и новгородской, складывались преимущественно за счет публичных
поступлений — всевозможных платежей за отправление общественно полезных функций.
Становится понятным, почему люди Древней Руси смотрели на собственность князей
и бояр как на отчасти преобразованную или временно оккупированную общинную
собственность, подлежащую возврату в лоно общины. Вот почему устранение
правителя от власти нередко сопровождалось отнятием у него богатств, добытых
посредством этой власти. Инструментом такой «экспроприации» как раз и являлись
«грабежи», описанные новгородским книжником. Часто они возникали стихийно, а
порой — в организованном порядке, когда награбленное делили внутри общины
поровну, как это случилось с имуществом Водовика и Семена. Но суть их
оставалась неизменной: она состояла в перераспределении богатств на
коллективных началах.
Приведенные факты убеждают в том, что люди Древней Руси (и знатные, и
простые) обычно решали проблемы, выдвигаемые жизнью, с помощью языческих
методов и средств, иногда, впрочем, закамуфлированных под христианские нормы и
образцы. Это, безусловно, яркий показатель устойчивости язычества в
общественном сознании Руси XIXII столетий. К сказанному надо добавить, что
некоторая часть древнерусского общества рассматриваемого времени была
некрещеной, в чем и состояла одна из главных причин сохранения в Киевской Руси
всей совокупности языческих верований, существовавших у восточных славян до
принятия христианства.
Постарому на Руси поклонялись камням, рекам, колодцам, болотам, рощам и
отдельным деревьям. Молились огню «под овином», принося «жертвы идольские».
Согласно терминологии церковных проповедников, молящиеся огню суть
«идолослужители».
Предметами почитания, как и прежде, были гром и молния, дождь и ветер,
солнце и луна, месяц и звезды. Церковные наставники, обращаясь к пастве,
настойчиво рекомендовали «уклонятися звездочетца», проклятию предавали тех,
«кто целовал месяц», осуждали посмевших сказать, что дождь идет. Во всем этом
видны несомненные следы обожествления древнерусскими людьми явлений природы. К
солнцу как к божеству обращается Ярославна, горевавшая «в Путивле на забрале»:
|
|