Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Игорь Фроянов - Начало христианства на Руси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 54
  
 
     
   Светлое и тресветлое солнце!
   Для всех ты тепло и прекрасно.
   Зачем, господин, простерло ты горячие свои лучи
   на воинов моего милого?
   В поле безводном жаждою им луки согнуло,
   горем им колчаны заткнуло?
     
     Древнерусский человек попрежнему обожествлял зверей и птиц, в частности 
коня, медведя, вепря, ворона, дятла, синицу, утку и др. Отправляясь в путь, он 
гадал по голосу птиц и тому, с какой стороны (правой или левой) пела птица.
     В церковных поучениях, адресованных древнерусскому обществу, звучал призыв,
 из которого явственно вырисовывается целый комплекс языческих верований, 
только что нами упомянутый: «Не нарицаите собе бога на земли, ни в реках, ни в 
студенцах [родниках], ни в птицах, ни в воздусе, ни в солнци, ни в луне, ни в 
камении». [48. Гальковский Н. Указ. соч. С. 69.]
     Не утратил своего значения и культ предков. Для усопших топили бани, 
развешивали в них простыни и полотенца, оставляли караваи, мясо, молоко, яйца, 
масло, мед, пиво и «вся потребная», а пол посыпали пеплом. При этом устроители 
«мови» приговаривали, обращаясь к «навьем» (покойникам): «Мыйтися». О том, 
побывали ли в бане «навье», судили по следам, оставленным на пепле. И вот эти 
«навье» (бесы, по наименованию церковных учителей) «яко кури след свой показают 
на пополе [пепле] и трутся чехлы [простынями] и убрусы [полотенцами]». И когда 
«топившие мовници» возвращались и обнаруживали на пепле следы, то говорили: 
«Приходили к нам навья мытся». А затем с чувством исполненного долга съедали 
оставленную снедь, вызывая омерзение у ревнителей христианства, по мнению 
которых такую пищу «недостоить ни псом ясти».
     Не исчезла в Древней Руси и вера в домовых. На языке идеологов церкви 
домовой — «бесхороможитель».
     Продолжалось поклонение верховным богам, известным восточнославянскому 
миру. Большим почитанием пользовались Род и Рожаницы. Им «ставили» трапезы — 
«хлебы и сыры и мед». Совершались моления Перуну, Дажбогу, Велесу, Стрибогу, 
Хорсу, Симарглу, Мокоши. По словам некоторых древних авторов из воинствующего 
христианского лагеря, Перуну, Хорсу, Мокоши и прочим богам молились на Руси «по 
украинам» (на окраинах) и «отай», то есть тайно. [49. Там же. С. 25, 33.] Здесь 
явно преувеличены успехи христианства, будто бы оттеснившего язычество на 
окраины и вынудившего язычников перейти на нелегальное, так сказать, положение. 
Не случайно другие церковные писатели рассказывают о поклонении языческим богам 
в Древней Руси без какихлибо указаний на его территориальную удаленность и 
таинственность.
     Итак, если поставить вопрос, что в большей степени определяло 
мировоззрение древнерусского общества — язычество или христианство, то можно, 
не боясь преувеличений, сказать: язычество. Данный ответ обусловлен 
существованием на Руси XIXII столетий оязыченного христианства, то есть 
«двоеверия», с одной стороны, и чистого язычества — с другой. Наличие 
последнего объясняется тем, что население Древней Руси не было сплошь охвачено 
крещением и какаято часть его оставалась в язычестве, которое, впрочем, 
утратило свой прежний официальный характер, в результате чего массовые 
публичные моления верховным богам Роду, Перуну, Дажбогу, Велесу и прочим 
превратились в частные, ограниченные отдельным домом и семьей, свершаемые 
скрытно «под овином». Но тем не менее эти моления продолжались. И только 
позднее, на протяжении второй половины XIII, XIV и XV столетий, когда 
христианство окончательно утвердилось на Руси и все русские люди стали (во 
всяком случае, формально) христианами, язычество как самостоятельное 
вероисповедание отошло в прошлое. Сохранилось лишь являвшееся смесью 
христианства с язычеством «двоеверие», из которого впоследствии и выросло 
современное русское православие.
     
72
Игорь Яковлевич Фроянов: «Начало христианства на Руси»
     
Библиотека Альдебаран: http://lib.aldebaran.ru
     
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 54