|
путем магии». Аналогичные примеры находим в древности. Так, «у каждого
египтянина было два имени: истинное и доброе, или, иначе, большое и малое.
Доброе, или малое, имя было известно всем, истинное же, или большое, имя
египтяне держали в глубокой тайне». [31. Там же. С. 278.]
Нельзя, конечно, отождествлять практику двойных княжеских имен в Древней
Руси с упомянутыми архаическими обычаями. Вместе с тем, нет оснований полностью
отрицать пусть и отдаленную, но все же генетическую связь между ними, особенно
если учесть широкую распространенность у древних народов запрета на имена
правителей, каковыми и являлись князья со времен, предшествующих Киевской Руси.
Большую озабоченность вызывала у служителей церкви закоренелая привычка
древнерусских людей произносить клятвы. «Рота» (клятва) — принадлежность
языческого общественного быта. Она осуждалась «христолюбцами» как тяжкий грех.
И вот в этот грех постоянно впадали русские князья. Княжеские клятвы —
заурядное явление в политической жизни Руси XIXII веков. Непременным их
условием было целование креста. Летописи сохранили яркие сцены княжеских
крестных целований. В 1097 году князья Изяслав, Владимир, Давыд Игоревич,
Василько, Давыд Святославич и Олег, утомленные взаимной враждой, «собрались в
Любече для установления мира и говорили друг другу: „Зачем губим Русскую землю,
сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас
раздирают междуусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем
охранять Русскую землю, и пусть каждый правит в отчине своей…“ И на том
целовали крест: „Если теперь кто на кого покусится, против того будем мы и
крест честной“. И сказали все: „Да будет против того крест честной и вся земля
Русская“. И, попрощавшись, пошли восвояси». [32. ПВЛ. Ч.1. С.372.] Но едва
князья разошлись по домам, как среди них снова вспыхнула «котора» (вражда).
Завязалась кровавая драма, закончившаяся ослеплением Василька, кстати, ни в чем
не повинного.
Несколько раньше Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи, воевавшие с
князем полоцким Всеславом, целовали крест на том, что не причинят ему зла, и
предложили встретиться для переговоров. «Он же, положившись на их
крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Когда же Изяслав, идя
впереди, ввел его к себе в шатер, тут схватили Всеслава… нарушив
крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу
вместе с двумя его сыновьями». Но вскоре народ изгнал Изяслава из Киева и на
княжеский стол посадил Всеслава, освободив его из «поруба» — земляной тюрьмы.
Привлекает внимание определенная фетишизация креста в летописном
повествовании: выйдя из темницы, Всеслав, вздохнув, сказал, обратившись к
кресту: «О крест честной! Так как верил я в тебя, ты и избавил меня от этой
ямы».
Князь уверовал в крест безотносительно к тому, что он символизирует.
Известно, что Всеслав слыл на Руси как чародей и оборотень, родившийся «от
волхованья», то есть при помощи колдовства. По совету волхвов мать князя
наложила сыну на голову волшебную повязку, которую тот носил всю жизнь и потому,
согласно летописи, был «немилостив на кровопролитие». Волшебные повязки
(«наузы») стали предметом гневных нападок церковников, а те, кто пользовался
ими, всячески осуждались как угодники бесам. Образ Всеслава — образ
древнерусского князя, во многом еще верного языческим традициям. Естественно,
что крест он воспринимал поязычески.
Мало отличался от него и летописец, воспевший крест как нечто
чудодейственное: «Велика сила креста: крестом бывают побеждаемы силы бесовские,
крест князьям в битвах помогает, на брани, крестом ограждаемы, верующие люди
побеждают враговсупостатов, крест же быстро избавляет от напастей тех, кто
взывает к нему с верою. Ничего не боятся бесы, только креста». [33. ПВЛ. Ч.1. С.
316.]
Крестоцелование, которое по сути своей явилось языческой клятвой, под
натиском житейских интересов постоянно нарушалось. Случалось и такое, что
церковные иерархи, стремясь предотвратить кровопролитие и раздоры, «снимали
крестное целование» с того или иного князя и брали грех клятвопреступления на
себя.
Княжеские распри обычно завершались битвами. Враждующие князья нередко
говорили друг другу: «Бог нас рассудит». В конечном счете побеждал, по их
убеждению, тот, на чьей стороне был бог, а следовательно, и правда. Все это
живо напоминает языческое «поле» — поединок, посредством которого разрешались
взаимные споры. «Поле» в виде судебного поединка продержалось на Руси долго и
признавалось законодательством московских государей.
Взгляд на вооруженное соперничество как на средство достижения «божьей
правды» не был достоянием лишь княжеского сознания. Его разделяло общество в
целом. И тут мы находим ключ к разгадке происшествий, которые могут показаться
поначалу странными и не вполне понятными. В княжеских междоусобиях активное
участие принимали народные массы, соединявшиеся в волостные ополчения,
именуемые в летописях «воями». Часто противоборство князей являлось главным
образом выражением вражды и противоречий между различными древнерусскими
землямиволостями. Но имели место и случаи столкновения преимущественно
княжеских интересов. В таких случаях городские общины спокойно взирали на драки
княжеские, словно сторонние зрители, ожидая, чем кончится очередная схватка
разъяренных Рюриковичей. И если один князь сгонял другого со стола, то община
принимала его в качестве нового правителя. Нельзя, однако, усматривать в
подобных фактах слабость городских общин, отстраненность народа от распоряжения
княжескими столами, как это делают многие современные историки. Причина
«пассивности» народа в таких ситуациях заключена не в мнимом политическом его
|
|