|
князя и его дружинников с Григорием кончилась плачевно для последнего: по
приказу Ростислава старцу связали руки и ноги, повесили камень на шею и бросили
в воду. Князь и бывшие с ним люди вели себя как язычники, верящие в дурные
приметы, в частности в худую встречу.
Аналогичное ощущение вызывали при встрече отшельники, представители белого
духовенства и нищие. В древнем поучении, бичующем веру «во встречу», читаем:
«Дух святый действует во священницех и в дьяконех и во мнишеском чину и во
братии христове, рекше в нищих: такие бо чины от Бога все благословении суть.
Мы же тех всех чинов на встрече гнушаемся, и отвращаемся от них, и укоряем их
на первой стрече и поносим их в то время на пути многим поношением». [25.
Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М.,
1913. Т.2. С.307.] Так поязычески воспринимали древнерусские люди служителей
христианского культа. Здесь сказывались отголоски еще более древних воззрений,
связанных с системой запретов (табу) на лиц, осуществляющих сакральные функции.
Языческому переосмыслению в Древней Руси подверглись и христианские
божества, а церковный календарь вплотную увязан с ходом языческих празднеств.
С принятием христианства на смену Перуну пришел Иисус Христос, о чем
свидетельствуют древние авторы: «По святом крещении Перуна отринуша, а по
Христа Господа Бога яшася». [26. Памятники древнерусской церковноучительной
литературы. Вып. 3. СПб., 1897. С. 232, 233234.] В результате Иисусу Христу
стали присущи некоторые черты Перуна, и поклонение ему во многом напоминало
поклонение Перуну с его обильными жертвоприношениями, призванными умилостивить
божество, дабы оно даровало благополучие верующим. Отсюда ясно, почему Христос
воспринимался как полуязыческое божество, «пекущееся не о таких чисто
мистических явлениях, как „спасение души“, а преимущественно о земных нуждах
своих почитателей. На Руси его почитали как Спасаповелителя, которого следует
побаиваться и потому регулярно ублажать жертвоприношениями, совершаемыми в
храме Спасапокровителя, чьей поддержкой надо заручаться во всех случаях жизни,
Спасазаступника, у которого можно искать помощи в трудную минуту. Поэтому и
православные праздники, посвященные Иисусу Христу, отмечались в народном
обиходе не как события евангельской истории земной жизни „сына божия“, а как
повод для поклонения Спасуревнителю о благополучии верующих в него и не
скупящихся на жертвы ему». [27. Гордиенко Н.С. Указ. соч. С. 100101.]
Если Христос сменил Перуна, то Богородица заменила Рожаниц в качестве
женского божества плодородия. Популярность культа Богородицы, наблюдаемая в
русском православии, в немалой мере объясняется переносом на нее свойств
женских божеств языческого пантеона.
В образах русских святых также угадываются языческие боги. За Георгием
Победоносцем (Егорием Храбрым) скрывается бог солнца Хорс, восседающий на
солнечном коне. Ильяпророк принял некоторые черты Перунагромовержца. Иоанн
Креститель накрепко соединился с купальскими языческими обрядами. Покровитель
скота Власий стал преемником бога Волоса (Велеса), а ПараскеваПятница —
женской богинипряхи Мокоши. Прототипом святых Козьмы и Демьяна был Сварог —
покровитель кузнецов, занятых «огненным делом». Козьма и Демьян напоминают
культурных героев древности. Легенда, записанная на Волыни, гласит: «Кузьма и
Демьян бродили по свету и натолкнулись на людей, которые поле не пахали, а
долбили его мотыгами. Кузьма и Демьян стали думать, как бы здесь сделать рало,
чтобы этим людям легко было добывать хлеб. Вот они и выдумали первое рало».
Устное поэтическое творчество украинского народа сохранило память о Козьме
и Демьяне в качестве первых учителей среди людей. Иногда двое святых сливались
в одном лице с именем Кузьмодемьяна, приближаясь тем самым к своему
предшественнику — Хорсу.
Соединение язычества с христианством прослеживается и в похоронных обрядах
Руси XIXII веков. Языческое сожжение было вытеснено захоронением в землю. На
костяках археологи находят порой кресты и образки. Но вместе с тем в могилу
клали и пищу. Эта пища, необходимая умершему в загробной жизни, а также
поминальные трапезы после похорон и в поминальные родительские дни — явные
признаки языческих представлений о душе и потустороннем мире. Такие
представления не были чужды и верхним слоям древнерусского общества. Княжеское
погребение конца XI века, обнаруженное в ходе раскопок Десятинной церкви в
Киеве, содержит предметы вооружения, свидетельствующие о соблюдении при
похоронах языческого обряда. И в дальнейшем принадлежностью захоронений знати
было как оружие, так и сосуды с пищей.
Христианские праздники подверглись довольно существенной языческой
обработке. Более того, некоторые языческие празднования остались. Например,
культ предков был приурочен к «родительским дням», когда свершались поминки по
усопшим. Такими днями являлись «страстной четверг», второй день «фоминой»
недели, следующей за пасхальной неделей, и «родительская суббота» накануне
троицына дня.
В начале мая славянинязычник усердно молился по поводу «верши» — первых
всходов на полях. Моления сопровождались празднованием в честь произрастания
яровых хлебов. Древнерусская церковь облекла этот праздник в новую форму —
поклонение святым Борису и Глебу. В результате князь Борис, не имевший никакого
отношения к труду земледельца, превратился в «Борисахлебника». Средневековые
художники украшали одежду Бориса и Глеба символическими изображениями первых
ростков. В конечном счете Борис и Глеб стали в сознании народа «святыми
пахарями».
Середина августа — время, когда у восточных славян завершалась жатва
яровых и праздновался сбор урожая. На этот языческий праздник наложилось
празднование успения Богородицы 15 августа. Веселья по поводу завершения сбора
|
|