|
Киеве отмечалось пиром, на котором веселились митрополит Никифор, епископы,
игумены и миряне. Крещение людей так же выливалось в языческие пиршества.
«Повесть о водворении христианства в Муроме» рассказывает, что обращение
муромцев в христианство сопровождалось грандиозным пиром, на который сошлись
все от мала до велика, то есть от знатных до простых. Три дня в городе
продолжалось застолье.
Нравственная атмосфера, царившая в монастырях, не всегда соответствовала
идеалам братолюбия, которым похвалялись православные писатели. Даже в киевском
Печерском монастыре, который слыл на Руси как вместилище смирения, кротости и
святости, разыгрывались непристойные сцены взаимной вражды и ненависти,
равнодушия к страданиям ближнего. Не случайно в Патерике содержится специальный
рассказ «О двух враждовавших между собою братьях, Тите попе и Евагрии дьяконе».
Тит и Евагрий настолько возненавидели друг друга, что «не хотели один другого и
в лицо видеть. Много раз братия молила их примириться между собой, но они и
слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрии отбегал в сторону от
фимиама; когда же Евагрии не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так
пробыли они многое время…» [18. Художественная проза Киевской Руси XIXIII вв.
С. 168.]
Монахи, пораженные тяжкими болезнями, лежали в кельях без ухода и
присмотра. В Патерике читаем о «многострадальном» отце Пимене, который долгие
годы был прикован к постели. Иноки, приставленные служить больному, «гнушались
им и много раз по два и по три дня без пищи и без питья оставляли его». [19.
Там же. С. 224.]
Различное имущественное положение иночествующей братии культивировало у
монахов сугубо земные чувства и страсти, причем отнюдь не назидательные.
Богатство в обителях чтили, а бедность, напротив, презирали. Патерик вспоминает
одного христолюбца, много раз хотевшего постричься, «но по нищете его братия
пренебрегала им», хотя это был достойный человек. [20. Там же. С. 225.] В том
же памятнике говорится о монахе Афанасии, отличавшемся жизнью святой и
богоугодной. Но вот после длительной болезни он умер. «Два брата отерли мертвое
тело, увили, как подобает, покойника и ушли. Заходили к нему некоторые другие,
но, видя, что он умер, также уходили. И так покойник оставался весь день без
погребения: был он очень беден, ничего не имел от мира этого и потому был в
пренебрежении у всех». [21. Там же. С. 159.]
Среди чернецов наряду с бедными встречались и очень богатые. К их числу
принадлежал некий Арефа, который большое богатство укрывал в келье своей и
«никогда ни одной цаты [мелкой монеты], ни даже куска хлеба не подал убогому, и
так был скуп и немилосерден, что и самого себя морил голодом. И вот в одну ночь
пришли воры и покрали все имение его. Арефа же тот от великой скорби о своем
золоте хотел сам себя погубить, вину возложил на невинных и много мучил их без
правды». [22. Там же. С. 167.]
Эпизод с Арефой свидетельствует о воровстве как факте заурядном в жизни
Печерского монастыря. Поэтому монахи с легкой душой отлучались лишь из тех
келий, в которых «не было ничего, что можно было бы украсть». [23. Там же. С.
187.]
Ведя в монастыре «благую жизнь», иноки нередко заботились не столько о
душе, сколько о земной славе. Жил в Печерском монастыре брат Никита. «Этот инок,
желая, чтобы славили его люди, дело великое замыслил и начал проситься у
игумена войти в затвор», то есть закрыться в пещере.
Весьма многозначительна история с черноризцем Еразмом, который «имел
большое богатство, но все его истратил на церковные нужды: оковал много икон… И
дошел до последней нищеты, и все стали пренебрегать им. И стал он отчаиваться,
что не получит награды за истраченное богатство… И стал он не радеть о житии
своем, во всяком небрежении и бесчинстве проводил дни свои». Значит, не ради
спасения души тратил свое богатство Еразм, а для вознаграждения при жизни,
надеясь приобрести почет, уважение и славу, но случилось обратное. Взгляд
Еразма на богатство как на средство приобретения и повышения собственного
престижа связан с языческой системой ценностей. Но не только у Еразма
проявилось языческое мышление, а и у тех иноков, которые пренебрегали им. В
этом пренебрежении и скрыта отрицательная оценка его поведения, обусловленная
тем, что богатство было истрачено на церковные нужды, а не на людей, как того
требовал дохристианский обычай. Имущество в доклассовом обществе, каковым
древнерусское общество XIXII веков и являлось, «не представляло собой
богатства в современном понимании, не было средством накопления и
экономического могущества. Наряду с обладанием на первый план как важнейший
признак собственности выступает отчуждение. Вся собственность, за исключением
самого необходимого для жизни, должна постоянно перемещаться из рук в руки.
Богатство выполняло специфическую социальную функцию. Заключается она в том,
что отчуждение имущества способствует приобретению и повышению общественного
престижа и уважения, и подчас передача собственности могла дать больше влияния,
нежели ее сохранение и накопление». [24. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса
феодализма в Западной Европе. М., 1970. С. 65.]
В общественном мнении Древней Руси монахи пользовались сомнительной
репутацией. Встреча с черноризцем не сулила ничего доброго, и путник
возвращался домой, если такая встреча происходила. Колоритный случай запечатлел
КиевоПечерский Патерик в рассказе о Григориичудотворце. Однажды пошел
Григорий к Днепру за водой, а в это время «проходил здесь князь Ростислав
Всеволодович, шедший в Печерский монастырь для молитвы и благословения. Он с
братом своим Владимиром шел в поход против воевавших с Русью половцев. Увидали
княжеские слуги старца и стали ругаться над ним, говоря срамные слова». Встреча
|
|