|
взяли полона много и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили руками.
И спросили пленников, говоря: „Как это вас такая сила и такое множество не
могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?“ Они же отвечали,
говоря: „Как можем мы биться с вами, когда какието другие ездили над вами в
воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?“ Это только и могут быть
ангелы, от бога посланные помогать христианам». [17. ПВЛ. Ч.1. С.393394.]
Итак, по понятиям людей Древней Руси, боги во внешних и внутренних войнах
оказывали активную помощь и поддержку своим приверженцам. Поэтому воюющие
стороны, чтобы пресечь активную деятельность богов из враждебного лагеря,
стремились разрушить алтари и святилища противника, в описываемых выше случаях
— церкви и монастыри. О том, что эти нравы не книжные, а идущие из глубин
народного сознания, можно судить по русскому героическому эпосу.
В былинах о столкновении Ильи Муромца с князем Владимиром также имеются
характерные сцены. Илья в гневе великом стреляет из лука, сбивает золотые
церковные кресты, валит маковки, выдергивает колокольные языки и на добытые
таким образом богатства устраивает пир для голей кабацких. Сам же пир таит
опасность, грозящую Владимиру, поскольку на нем Илья обнаруживает намерение
сместить князя. Примечательно в этой связи, что, стреляя по церквам и княжеским
палатам, Илья не только добывает золото с целью устройства пира, но и ломает те
части культовых сооружений и княжеских палат, разрушение которых в магических
представлениях означает гибель церковного храма или дома:
Летико, стрелочка, по поднебесью,
Падико по окошечкам.
Летела тут стрелочка по поднебесью,
Пала по царским окошечкам,
Отстрелила вси маковки позолочены.
А с церквейто он кресты повыломал,
Золоты он маковки повыстрелял,
С колоколов языкито он повыдергал.
Соответственно, в крестьянском быту действия, вызывающие несчастье в доме,
состояли в ломании ночью забора, покраже ворот, опозорении домашнего очага. В
образе действий Ильи обнаруживается затемненная временем цель, связанная с
системой представлений языческой эпохи. Чтобы лишить своего противника князя
Владимира силы и возможности сопротивляться, Илья совершает разрушение его дома,
а также уничтожает его святыни — церковные строения.
Особенно важно подчеркнуть разрушение храмов. Здесь заложен свойственный
языческому мировоззрению взгляд на святилище как на опору тех, кто ему
поклоняется. Понятно, почему в рассматриваемой былинной ситуации Илья,
воспринимающий Владимира как своего врага, намеревается, согласно некоторым
былинным вариантам, убить его. Следовательно, разрушение церквей в былине
является первым шагом на пути осуществления замысла Ильи. За поступками Ильи
скрывается языческий образ мышления.
Языческой веры исполнено и обращение с иконами. В иконах киевских церквей
суздальцы, смольняне, черниговцы и другие недруги киевлян видели враждебный мир
богов, с которыми надо было бороться так же, как с живыми людьми. В основе
этого взгляда лежало фетишизированное восприятние икон, заменивших
древнерусскому человеку языческих идолов. Поэтому выставленные в храмах иконы
воюющие стороны либо уничтожали, либо увозили с собой. Последнее по сути своей
означало пленение богов врага.
Подводя итог предшествующему изложению, необходимо подчеркнуть, что
сооружение домовых и волостных церквей, их роль и назначение толковались
русскими «христианами» XIXII веков в языческом ключе. То же самое можно
сказать и относительно определенной части монастырей.
В Древней Руси возникло немало мелких монастырей, основанных князьями,
боярами, купцами и прочими состоятельными людьми. Это были так называемые
ктиторские монастыри, находившиеся на полном довольствии своего
основателяхозяина — ктитора. Они, подобно домовым церквам, являлись семейными
и родовыми святынями, поэтому устройство их нельзя правильно понять, не
учитывая языческих представлений, связанных с домашней религией.
Дыхание язычества коснулось не только ктиторских монастырей, но и крупных
обителей. Так, по свидетельству митрополита Иоанна II (10801089), в монастырях
то и дело «пиры творять, созывать мужа вкупе и жены». Владыка замечает, что
устроители тех пиров соревнуются друг с другом, кто лучше «створить пир». Перед
нами, бесспорно, языческие пиры, имеющие престижный характер.
Монахи предавались пирам и вне монастырских стен. В 1195 году киевский
князь Давыд «позва манастыря все на обед и бысть с ними весел». Древнерусский
автор Даниил Заточник едва ли сгущал краски, когда говорил: «Иде же брацы и
пирове, ту черньцы и черницы и беззаконие… святительский имея на себе сан, а
обычаем похабен».
Языческими пирами сопровождалось освящение церкви. В 966 году Владимир
Святославич построил в Василиве церковь Преображения. В честь этого события
князь, бояре, посадники, старейшины и множество всякого люда пировали восемь
дней подряд. Под 1115 годом летописец сообщает, что «русские князья, Владимир,
зовомый Мономахом, сын Всеволодов, и Давыд Святославич и Олег, брат его, решили
перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в
честь и для погребения тел их». На торжество собрались митрополит, епископы,
бояре и большое количество народа. После освящения храма «все обедали у Олега и
пили, и было угощение великое». В 1184 году освящение церкви св. Василия в
|
|